Материалы, доклады, справки

Тезисы доклада О.Л. Мануйло на Всероссийский сбор по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий по гражданской обороне в 2016 году и постановке задач на 2017 год

Слайд № 1

О мерах по реализации государственной политики в области гражданской обороны

Уважаемые Коллеги!

В прошедшем году наши основные усилия в области гражданской обороны были сосредоточены на реализации поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решений Совета Безопасности Российской Федерации.

Слайд № 2

В результате этой работы:

Первое: Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696 Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, которыми определены цели, задачи, приоритетные направления и мероприятия по реализации государственной политики в области гражданской обороны.

В целях их реализации издан приказ МЧС России от 23.01.2017 № 21, которым утверждён План мероприятий МЧС России по реализации Основ.

Прошу руководителей территориальных органов и организаций МЧС России активно подключиться к его реализации.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.01.2017 осуществляется разработка до 15.05.2017 Плана реализации Основ госполитики.

После утверждения данного плана Правительством Российской Федерации (планируемый срок июнь-июль) предлагаю разработать аналогичные планы в субъектах Российской Федерации.

Слайд № 3

Второе: Осуществлялись мероприятия по совершенствованию нормативной правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны.

В законодательство были внесены существенные изменения в части внедрения новых подходов в области гражданской обороны:

1) Эвакуация населения теперь не носит всеобщий характер и осуществляется локально в безопасные районы из опасных зон, которые образуются вокруг потенциально опасных объектов.

2) Объединены вторая и третья группы территорий по гражданской обороне.Это обусловлено тем, что в результате оптимизации мероприятий по гражданской обороне значительно снизились их объёмы, стерлись различия в их проведении на территориях, отнесённых ко второй и третьей группам. При этом общее количество территорий, отнесённых к группам по ГО уменьшилось.

3) Утверждены новые Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

4) Утверждены приказом МЧС России показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
До 1 июня 2017 г. необходимо организовать работу по уточнению субъектами Российской Федерации перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

5) Внесены изменения в Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны. Подготовлен проект приказа МЧС России, определяющий количество работников в организации и её обособленных подразделениях.

6) Внесены изменения в Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, которыми определены цели и предназначение запасов.

Слайд № 4

7) Разработан и утвержден новый перечень рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны и методические рекомендации по их разработке.

Слайд № 5

Новый перечень вместо 17 включает в себя 12 актов. Сокращение количества документов в перечне обусловлено необходимостью оптимизации количества разрабатываемых документов.

В соответствии с данным перечнем и методическими рекомендациями необходимо организовать переработку нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Слайд № 6

Продолжается работа по нормативному техническому регулированию в области гражданской обороны и защиты населения в рамках которой приказами Минстроя России в сентябре-декабре прошлого года утверждено 3 свода правил, которые вводятся в действие в июне текущего года. Прошу учитывать их в работе.

Слайд № 7

Третье:Существенно повысился уровень подготовки населения страны в области безопасности жизнедеятельности, в систему которого было вовлечено более 68 млн чел.

Подготовлено свыше 261 тыс. чел. из числа руководителей РСЧС и гражданской обороны всех уровней.

Слайд № 8

Четвёртое: В части оповещения населения об опасностях.

Подготовлены изменения в Порядок приведения гражданской обороны в готовность, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 437-13.

В связи с реорганизацией структуры МЧС России и ликвидацией региональных центров организована работа по пересмотру порядка доведения сигналов по гражданской обороне, утверждённого приказом МЧС России от 16.11.2011 № 15с.

В целях совершенствования действий населения по сигналам оповещения по гражданской обороне нами подготовлена Памятка по гражданской обороне для населения. Прошу организовать ее тиражирование и выдачу населению.

Слайд № 9

Пятое: Совершенствуется инженерная защита населения:

По состоянию 1 января 2017 готовность ЗС ГО в Российской Федерации составляет 49 %.

В течение 2016 года повышена готовность 1037 ЗС ГО. В лучшую сторону отмечаются Челябинская область, Свердловская область, Новосибирская область.

В то же время в ряде субъектов Российской Федерации отмечено снижение готовности ЗС ГО, в частности, в Пермском крае, Ростовской и Самарской областях.

Территориальным органам МЧС России необходимо взять под постоянный контроль вопрос планирования ежегодного выделения денежных средств на повышение готовности защитных сооружений гражданской обороны в субъектах Российской Федерации.

В Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 г. № 737 внесены изменения, которыми оптимизирован состав ЗС ГО и категории населения, подлежащие укрытию в них, с учетом современных опасностей.

Приказом МЧС России от 01.08.2016 № 414 внесены изменения в Правила эксплуатации защитных сооружении гражданской обороны, которые предусматривают, что организации, эксплуатирующие убежища при отсутствии потребности в них, осуществляют эксплуатацию данных убежищ в качестве ПРУ или укрытий.

В рамках реализации данного приказа утверждены методические рекомендации по организации перевода убежищ и ПРУ на эксплуатацию в качестве ПРУ или укрытий с учетом оптимизации норм ИТМ ГО (утверждены заместителем Министра А.П. Чуприяном 30.11.2016 № 2-4-71-69-1). 

На сегодняшний день в ведении МЧС России находится – 74 защитных сооружений гражданской обороны, из «не готовы» – 11 ед.
(14,9 %).

В 2016 году их готовность повышена на 9,1% и составляет 85,1%.

Нами спланировано поэтапное выделение финансовых средств за счёт средств Государственного оборонного заказа на приведение в готовность ЗС ГО.

Обращаю внимание соответствующих руководителей, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации
от 27 октября 2014 г. № Пр-2751 готовность защитных сооружений гражданской обороны на территории Российской Федерации к 2020 году должна составить 100%.

Слайд № 10

Шестое: Приведены в соответствие с современными вызовами и угрозами подходы к предоставлению населению средств индивидуальной защиты, оптимизированы требования к их объемам, накапливаемым в запасах (резервах), а также к местам их хранения.

В соответствии с протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 30 октября 2015 г. проведена инвентаризация существующих запасов РХБ защиты населения, накапливаемых в целях гражданской обороны. Обеспеченность населения данными средствами составляет 70,2 %.

Предлагаю, субъектам Российской Федерации спланировать в выделение 2017 - 2019 годах финансовых средств на проведение мероприятий по освежению и утилизации СИЗ с учётом достижения к 2020 году обеспеченности населения СИЗ до 95 %.

Слайд № 11

Отдельно хочу остановиться на монопрофильных городах, находящихся за Полярным кругом.

Анализ состояния гражданской обороны в данных городах показал, что:

фонд ЗС ГО на территории 12 моногородов Арктической зоны составляет 553 ЗС ГО при этом требуется обеспечить повышение их готовности;

из 12 моногородов только в 6 (Мончегорском, Воркутинском, Норильском, Оленегорском, Северодвинском, Новодвинском) необходимо создавать запасы средств индивидуальной защиты для населения.

Прошу руководителей территориальных органов МЧС России обеспечить активное участие в работе по переводу убежищ (ПРУ), в которых отсутствует потребность, в режим эксплуатации «укрытие» на всей территории страны, особое внимание уделив монопрофильным муниципальным образованиям. Организовать перераспределение СИЗ из городов, в которых отсутствует потребность в предоставлении населению СИЗ, организовать утилизацию средств РХБЗ с истекшими сроками хранения в соответствии с планами.

Седьмое:Анализ развития ситуации на Юго-Востоке Украины, в Сирии, последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории России требует от нас принятия дополнительных мер по обеспечению устойчивости организаций, необходимых для выживания населения.

В первую очередь, это создание резервных источников электро-, тепло-, водоснабжения, создание необходимого запаса материальных средств, инструментов и расходных материалов, а также подготовка сил, привлекаемых к ликвидации последствий аварий на данных объектах. Обращаю внимание на важность проведения данных мероприятий.

Слайд № 12

Восьмое: Совершенствование сил гражданской обороны.

Продолжается работа по развитию сил и средств гражданской обороны, в том числе нештатных и специальных формирований. 

Основные усилия по данному направлению прошу сосредоточить на оснащении сил гражданской обороны современными образцами техники и инструмента, а также на их подготовке к ликвидации последствий крупномасштабных сезонных ЧС.

Нам предстоит осуществить значительное наращивание количества и состава специальных формирований, создаваемых на военное время для решения задач в области гражданской обороны

Комплектование их личным составом (в первую очередь аттестованными спасателями и пожарными), автомобильной и специальной техникой предлагается осуществлять за счет граждан пребывающих в запасе и работающих в мирное время в аварийно-спасательных формированиях субъектов и органов местного самоуправления, подразделениях противопожарной службы всех видов пожарной охраны, а также аварийно-спасательных формированиях, аттестованных на право ведения горноспасательных работ.

До 2020 года необходимо завершить мероприятия по созданию специальных формирований гражданской обороны.

Слайд № 13

Девятое:В медицинских учреждениях МЧС России оказана медицинская помощь 8881 сотруднику МЧС и членам их семей, медицинскую реабилитацию и оздоровительный отдых прошли 8787 человек.

Слайд № 14

Уважаемые коллеги!

В текущем году исполняется 85 лет со дня образования гражданской обороны страны. В связи с этим 2017 год объявлен в 

МЧС России Годом гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 21.11.2016 «О проведении в системе МЧС России Года гражданской обороны» утверждён план мероприятий, соответствующие планы должны быть разработаны в территориальных органах и образовательных организациях
МЧС России.

В соответствии с утверждёнными планами должны быть организованы занятия, выставки, семинары, дни открытых дверей, памятные и торжественные мероприятия.

Обращаю внимание руководителей территориальных органов, что проведение мероприятий Года гражданской обороны предусматривает активное взаимодействие с населением.

Итогом проведения Года гражданской обороны станет проведение месячника по гражданской обороне в ходе которого мы подведём итоги выполнения мероприятий.

Слайд № 15

Уважаемые коллеги!

Проведение данных мероприятий позволит обеспечить эффективную реализацию государственной политики в области гражданской обороны, а выполнение в полном объёме мероприятий Года гражданской обороны повысить роль и значимость гражданской обороны в стране.

Благодарю за внимание! 

Презентация к докладу О.Л. Мануйло на Всероссийскиом сборе по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий по гражданской обороне в 2016 году и постановке задач на 2017 год

Доклад директора Департамента гражданской обороны и защиты населения генерал-майора О.Л. Мануйло «Организация выполнения в системе МЧС России задач гражданской обороны до 2020 года» (Сбор с начальниками территориальных органов МЧС России 26.07.2016)

Доклад

«Организация выполнения в системе МЧС России задач гражданской обороны до 2020 года» (Сбор с начальниками территориальных органов МЧС России 26.07.2016)

 

Уважаемые Коллеги!

В соответствии с утвержденными Основами единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года осуществляется комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности сил гражданской обороны, развитию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем управления, оповещения и связи, а также материально-технического фонда гражданской обороны, продолжается работа по развитию её сил и средств, в том числе нештатных и специальных формирований.

Внедряется комплексная защита населения, направленная на реализацию принципа «защита обеспечена дома», которая предусматривает всестороннее обеспечение безопасности людей в местах проживания и на работе.

Вместе с тем ещё не все проблемные вопросы нам с Вами удалось решить. Основные из них:

не в полном объеме завершена модернизация региональных автоматизированных систем оповещения населения и перевод их на современную отечественную элементную базу, а также создание локальных систем оповещения населения;

не завершено внедрение новых подходов к защите населения в связи с изменениями, внесёнными в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области гражданской обороны;

не завершена работа по приведению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств характерным для регионов географическим и природно-климатическим особенностям, уровню их социально-экономического развития и опасностям;

наличие в запасах средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля, не пригодных для использования по назначению и требующих замены (освежения) и утилизации.

В ходе Всероссийских совещаний и научно-практических конференций мы с Вами определили основные направления дальнейшего развития гражданской обороны на среднесрочный и долгосрочный период, а также первоочередные меры, направленные на снятие проблемных вопросов.

Эти меры в сентябре 2015 года были поддержаны на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации.

В соответствии с документами в области стратегического планирования, с учётом принятых на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации решений, подготовлен проект основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, который в установленном порядке внесён в Правительство Российской Федерации и в октябре текущего года планируется к рассмотрению на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации.

В соответствии с решением Аппарата Правительства Российской Федерации указанный проект планируется утвердить указом Президента Российской Федерации в текущем году.

Хочу подробнее остановиться на задачах, которые необходимо решить в целях совершенствования реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны в кратчайшие сроки.

Первое: Совершенствование нормативной правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны.

Внесены 29 июня и 29 декабря 2015 г. ряд изменений в федеральный закон «О гражданской обороне», предусматривающих в том числе совершенствование системы управления гражданской обороной, координацию органов управления и сил гражданской обороны, наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по изданию нормативных правовых актов в области гражданской обороны, а также развитие системы обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

В целях реализации Федерального закона органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо организовать подготовку и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны, а также оказать методическую помощь в этой работе органам местного самоуправления.

Внесены изменения в Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, направленные на развитие системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне.

         Всего в 2015 – 2016 годах вновь изданы или внесены изменения в 1 федеральный закон, 4 постановления Правительства Российской Федерации, 11 приказов МЧС России.

         Работу по актуализации законодательной базы в области гражданской обороны мы планируем завершить к концу этого года.

Второе: Совершенствование системы управления гражданской обороной.

В Федеральном законе «О гражданской обороне» даны определения управления и системы управления гражданской обороной.

Продолжается модернизация Национального центра управления в кризисных ситуациях, а также запасных и подвижных пунктов управления гражданской обороны на основе отечественных комплектующих и программных продуктов.

Внедряются российские космические технологии при выполнении мероприятий гражданской обороны и защиты населения.

Завершена работа по переработке Планов гражданской обороны всех уровней.

Третье: Совершенствование сил гражданской обороны.

В связи с появлением новых видов угроз и опасностей продолжается работа по развитию сил и средств гражданской обороны, в том числе нештатных и специальных формирований, привлекаемых для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. 

*Доклад о развитии сил гражданской обороны будет представлен в отдельном докладе.

Четвёртое: Совершенствование системы защиты населения, материальных и культурных ценностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации Внесены изменения в Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне, предусматривающие объединение второй и третьей групп по гражданской обороне, что обусловлено оптимизацией состава мероприятий по гражданской обороне и, как следствие, отсутствием различий в требованиях к территориям, отнесенным ко второй и третьей группе по гражданской обороне.

Скорректированные перечни территорий, отнесённых к группам по гражданской обороне, направлены вам для организации дальнейшей работы.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № Пр-2751 по вопросу инвентаризации ЗС ГО, оптимизации их состава и закрепления за балансодержателями Росимуществом совместно с МЧС России организована работа по разграничению права собственности Российской Федерации и собственности субъектов Российской Федерации в отношении ЗС ГО.

Оптимизирован состав и требования к содержанию ЗС ГО.

С начала текущего года готовность защитных сооружений повышена на 6 %.

Проведенный анализ показал, что во многих субъектах Российской Федерации эта работа не проводится, деньги на приведение в готовность ЗС ГО не спланированы и не выделены, либо выделены из расчета 1 тыс. рублей на 1 ЗС ГО.

Особо хочу остановиться на приведении в готовность ЗС ГО, находящихся в ведении МЧС России. На балансе МЧС России находится 74 ЗС ГО. До 2020 г. необходимо довести их готовность до 100%.

Приведены в соответствие с современными вызовами и угрозами подходы к предоставлению населению средств индивидуальной защиты, оптимизированы требования к объемам средств индивидуальной защиты, накапливаемых в запасах (резервах).

Оптимизированы требования к местам хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.

Необходимо усилить работу по оптимизации объемов средств индивидуальной защиты и приближению мест их хранения.

В настоящее время особое внимание уделяется состоянию гражданской обороны и защиты населения в моногородах.

Организован сбор сведений по моногородам, находящимся за Полярным кругом и в приграничных районах Российской Федерации.

Вам направлены предложения по организации работы на данных территориях, и мы ждем ваших замечаний и предложений по указанному вопросу для дальнейшей реализации этого направления по моногородам на территории всей Российской Федерации.

Проведение данных мероприятий позволит обеспечить эффективную реализацию государственной политики в области гражданской обороны, приведёт к сокращению расходов бюджетов всех уровней, укрепит оборонный потенциал страны и социальную защищенность населения.

Благодарю за внимание!

Презентация:
Доклад директора Департамента гражданской обороны и защиты населения генерал-майора О.Л. Мануйло «Организация выполнения в системе МЧС России задач гражданской обороны до 2020 года» (Сбор с начальниками территориальных органов МЧС России 26.07.2016)

 Доклад генерал-майора О. Л. Мануйло «О конкретных аспектах совершенствования нормативной правовой базы в сфере гражданской обороны в части, касающейся субъектов малого и среднего предпринимательства» (от 9 июня 2016 года)

Доклад

«О конкретных аспектах совершенствования нормативной правовой базы в сфере гражданской обороны в части, касающейся субъектов малого и среднего предпринимательства»

 

 

В сентябре 2015 года на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации были поддержаны основные направления дальнейшего развития гражданской обороны на среднесрочный и долгосрочный период, а также первоочередные меры, направленные на снятие проблемных вопросов.

В 2014-2016 годах в законодательство Российской Федерации были внесены существенные изменения в части внедрения новых подходов в области гражданской обороны. Хочу подробнее остановиться на основных направлениях нашей работы, касающихся оптимизации состава мероприятий гражданской обороны и направленных на снятие излишних административных барьеров, затрагивающих малое и среднее предпринимательство.

 

Первое: В связи с разработкой новых подходов к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 

2016 г. № 61 «О внесении изменений в Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 61).

Согласно данному постановлению эвакуация населения теперь не носит всеобщий характер. Она осуществляется не из городов и населенных пунктов в загородную зону, а проводится локально в безопасные районы из опасных зон, которые образуются вокруг потенциально опасных объектов.

Основные положения данного постановления, касающиеся изменения подходов к эвакуации населения.

Что касается организаций, то эвакуационные мероприятия проводят только организации, попадающие в зоны опасности, и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне и продолжающие производственную деятельность в военное время, работники которых подлежат рассредоточению. Данные изменения позволят оптимизировать объем и значительно повысить эффективность эвакуационных мероприятий.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации № 61 в субъекты Российской Федерации направлен План по его реализации, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации проводят работу по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уточнению границ зон возможных опасностей на своей территории и объемов эвакуационных мероприятий. Срок завершения данной работы в субъектах Российской Федерации – до 30.03.2017.

Одновременно в целях дальнейшего совершенствования эвакомероприятий МЧС России совместно с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации осуществляется разработка новой модели эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы с учетом развития современного общества, в том числе с учетом особенностей городов федерального значения и особых территорий Российской Федерации.

Второе:Постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 октября 2015 г. № 1131 внесены изменения в Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне
, предусматривающие объединение второй и третьей групп по гражданской обороне, что обусловлено оптимизацией состава мероприятий по гражданской обороне и отсутствием различий в требованиях к территориям, отнесенным ко второй и третьей группе по гражданской обороне.

До 30 июня текущего года региональные центры МЧС России предоставляют предложения по пересмотру перечней территорий, отнесённых к группам по гражданской обороне, по итогам рассмотрения которых будет принято распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне».

 

Кроме того, в рамках реализации приказа МЧС России от 08.09.2015 № 495ДСП актуализированы показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения в части уточнения значений показателей по объёму выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время для организаций первой и второй категорий.

 

Третье:В соответствии с приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» оптимизирован объем средств индивидуальной защиты, накапливаемых в запасах (резервах). Указанные средства должны обеспечивать защиту от конкретного вида химически опасных веществ в зависимости от возможной обстановки.

С учетом новых подходов к зонированию территорий в соответствии со сводом правил СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне», которые отражены на слайде № 6, в приказе оптимизирован состав территорий, в пределах границ которых население подлежит обеспечению СИЗ. Это:

 зоны вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

зоны возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения) вокруг радиационно, ядерно- и химически опасных объектов, а также пересмотрен объем и содержание инженерно-технических мероприятий ГО.

В связи с этим потребность в запасах СИЗ значительно сократилась, что позволяет снизить финансовую нагрузку на субъекты Российской Федерации и организации.

При этом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет сэкономленных средств проводится работа по перераспределению средств и подготовке соответствующих программ для принятия адекватных мер для утилизации пришедших в негодность СИЗ.

Кроме этого, в настоящее время в связи с обращением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации производителей средств индивидуальной защиты о коррупционных составляющих Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543, организовано взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по внесению изменений в Положение с целью разработки оптимальной и разумной системы требований в отношении средств индивидуальной защиты, накапливаемых в том числе организациями.

 

В соответствии с приказом МЧС России от 30.11.2015 № 618
«О внесении изменений в Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2015 г., регистрационный № 40363)
оптимизированы требования к складам и местам хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.

В соответствии с протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 30 октября 2015 г. организовано проведение инвентаризации существующих запасов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, накапливаемых в целях гражданской обороны.

Срок ее завершения – октябрь текущего года.

С учетом результатов проведения инвентаризации будут скорректированы планы перераспределения СИЗ, их освежения и порядок использования с учетом новых подходов к защите населения.

Все это приведет к оптимизации расходов, повышению эффективности использования СИЗ, снижению времени по их выдаче и уменьшению потребности в содержании больших складских помещений в загородной зоне.

Продолжается работа по нормативному техническому регулированию в области гражданской обороны и защиты населения, в рамках которой разработано и принято более 60 национальных стандартов.

Данная работа позволила регламентировать документы по стандартизации требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в целях совершенствования системы технического регулирования в указанных областях.

Кроме того, организована и проводится работа по принятию в текущем году технических регламентов Евразийского экономического союза
«О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», в ходе реализации которых будут приняты новые межгосударственные стандарты, устанавливающие требования в области гражданской обороны и защиты населения.

Данная работа позволит исключить проникновение на рынок продукции, предназначенной для гражданской обороны, не соответствующей требованиям межгосударственного стандарта, что подразумевает защиту прав производителей средств защиты.

Четвертое: Совершенствуется инженерная защита населения, в рамках которой:

Полностью завершена на всей территории Российской Федерации инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны, а также – заглубленных и других помещений подземного пространства.

По итогам инвентаризации ЗС ГО сняты необоснованно поставленные на учет объекты.

В целях минимизации затрат на содержание ЗС ГО и повышения эффективности инженерной защиты населения в современных условиях постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 г.
№ 737 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309», оптимизирован состав ЗС ГО и категории населения, подлежащие укрытию в них, с учетом современных опасностей.

Введен новый вид защитных сооружений гражданской обороны – укрытия.

Оптимизация заключается во внедрении дифференцированного подхода в предоставлении населению различных видов защитных сооружений с учетом вероятных сценариев военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций на определенной территории.

Для укрытия наибольшей работающей смены предприятий, продолжающих работу в военное время, по-прежнему сохраняются и создаются убежища, для населения вблизи атомных станций и радиационно опасных объектов создаются противорадиационные укрытия. Укрытие остального населения городов и сельских районов обеспечивается за счет комплексного использования подземного пространства, в том числе укрытий, метрополитенов неглубокого заложения, горных выработок и других помещений подземного пространства на территории Российской Федерации.

В целях установления современных требований к защитным сооружениям гражданской обороны, в том числе укрытиям, подготовлен проект Свода правил «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*», публичное обсуждение которого завершилось 11.03.2016. Утверждение данного свода правил запланировано в III квартале 2016 г.

В прошедшем году готовность защитных сооружений была повышена на 12 %, с начала текущего года на 6 % и составила в среднем по стране 49%.

В целях снижения избыточных требований к содержанию убежищ и противорадиационных укрытий, в которых в соответствии с законодательством отсутствует потребность, но на данной территории существует необходимость предоставления населению данных объектов в качестве ПРУ или укрытий, планируется перевод убежищ на эксплуатацию в качестве укрытий, при этом к объектам, используемым в качестве укрытий, будут предъявляться минимальные требования, а инженерное оборудование, относящееся к специфике функционирования более высокого класса защитных сооружений, будет законсервировано.

Следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство Российской Федерации, ЗС ГО могут использоваться в мирное время для нужд организаций, либо обслуживания населения.

Все эти меры позволят снизить избыточное государственное регулирование и оптимизировать финансовую нагрузку на содержание ЗС ГО, а также обеспечат выполнение поручения Президента Российской Федерации о повышении готовности ЗС ГО.

Кроме того, в настоящее время в соответствии с Планом законопроектной работы МЧС России на 2016 год вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» иприказ МЧС России от 31.06.2006 № 440 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» в части определения количества работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации.

Данные изменения позволят четко определить функции каждого работника и оптимизировать количество персонала организации, занимающегося вопросами гражданской обороны, что исключит дублирование полномочий и, следовательно, оптимизирует расходы бюджета организации.

 

Внесение данных изменений позволит повысить эффективность защиты населения при существенном сокращении объема мероприятий по гражданской обороне, создаст разумную систему требований в отношении средств индивидуальной и коллективной защиты, снизит избыточное государственное регулирование для малого и среднего бизнеса и приведёт к сокращению расходов бюджетов всех уровней.

Материалы тематического селекторного совещания от 05.11.2015 "О внедрении новых подходов при организации ГО и повышение эффективности защиты населения в современных социально-экономических условиях"

Тезисы доклада директора Департамента гражданской обороны и защиты населения генерал-майора О.Л. Мануйло, презентация.

Тезисы врио директора Департамента гражданской защиты генерал-майора А.И Макарьина «О внедрении новых подходов при организации гражданской обороны и повышения эффективности защиты населения в современных социально-экономических условиях», презентация.

Файлы для скачивания

Оцените материал: 1 2 3 4 5
Поделиться: TW VK FB OK

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

ФИО*
Номер телефона*
E-mail*
Комментарий*
Введите символы с картинки*
Ваш e-mail*
Тема сообщения*
Ваше сообщение*
Введите символы с картинки*
top