Основные направления совершенствования гражданской обороны Российской Федерации

История создания и итоги деятельности гражданской обороны в нашей стране свидетельствуют о ее актуальности и высокой значимости как оборонной функции государства. Гражданская оборона была, есть и, вполне очевидно, сохранится в будущем как жизненно важная потребность российского общества.

На всех исторических этапах функционирования гражданской обороны основными ее целями всегда являлись обеспечение высокой готовности гражданской обороны и повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей.

Каковы же причины и направления совершенствования гражданской обороны Российской Федерации на современном этапе?

По оценкам большинства отечественных и зарубежных специалистов в будущем сохранится устойчивая тенденция роста рисков вследствие применения средств вооруженной борьбы, а также рисков природного и техногенного характера.

Для рисков природного и техногенного характера это будет вызвано неравномерностью роста населения регионов планеты (прежде всего в развитых и развивающихся странах), повышением плотности населения в городах и усилением антропогенной нагрузки на территории.

На рост рисков вооруженной борьбы будут оказывать влияние неравномерность концентрации населения на территориях регионов планеты, катастрофическое снижение количества невозобновляемых полезных ископаемых, углеводородных энергетических носителей, плодородных почв, питьевой воды.

Все это будет способствовать эскалации экономической, политической, а затем и военной напряженности.

Риски вооруженной борьбы в современных условиях кардинально изменяются. Прежде всего, это связано с концепцией перехода от площадного эффекта оружия, когда велики интенсивность и размеры полей поражающих факторов и мала точность и избирательность, к точечному эффекту оружия, связанному с не такими значительными поражающими факторами и крайне высокой точностью и избирательностью. В этой связи население, объекты и территории предстоит защищать, в первую очередь, от поражающих факторов высокоточного и обычного оружия, вторичных поражающих факторов, возникающих при разрушении потенциально-опасных объектов, и только во вторую - от косвенного воздействия ядерного оружия.

Наиболее вероятным типом военного противоборства между государствами первой половины XXI века могут быть региональные и локальные войны, а также вооруженные конфликты, характерными чертами которых являются: массированное применение высокоточного оружия в обычном снаряжении; возрастающая роль воздушно космического нападения; приоритетное огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры; наличие угрозы расширения масштабов военных конфликтов до масштабов локальных или региональных войн; появление оружия, основанного на новых поражающих принципах; расширение роли массированного информационного воздействия; активное применение сил специального назначения; возрастающий террористический характер вооруженной борьбы.

Уже имевшие место в конце XX - начале XXI века вооруженные конфликты и войны обладали именно перечисленными выше чертами. Хотя следует признать, что возникновение военного конфликта с применением обычных средств поражения, ставящего под угрозу существование государства, обладающего ядерным оружием, с высокой вероятностью может привести к перерастанию такого конфликта в ядерный военный конфликт.

Как показывают локальные войны и вооруженные конфликты последних  десятилетий их возможными последствиями для населения и территорий будут являться: ограниченные потери среди населения; массированное психологическое и информационное воздействие; нарушение систем управления; нарушение деятельности объектов жизнеобеспечения населения; поражение транспортной и иных видов инфраструктуры, а также ключевых объектов экономики; формирование масштабных очагов поражения от разрушения обычными средствами поражения химически и радиационно-опасных объектов, гидротехнических сооружений.

При этом, большинство научно-практических подходов к обеспечению гражданской обороны нашей страны, сформированные 30 и более лет назад, не учитывают современную военно-политическую обстановку в мире, социально-экономическую ситуацию в стране, научно-технический прогресс в области средств и методов защиты населения, морально устарели и, следовательно, не позволяют обеспечить эффективную защиту населения и зачастую представляют собой существенные административные и экономические барьеры на пути инновационного развития страны.

В сложившейся ситуации одной из важнейших задач МЧС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области гражданской обороны, является существенное реформирование гражданской обороны.

При этом, основными факторами, определяющими новые подходы к развитию гражданской обороны, являются: изменение геополитической ситуации в современном мире; снижение вероятности применения в локальных войнах и военных конфликтах оружия массового поражения, в т.ч. ядерного оружия; совершенствование современных средств поражения; сложившиеся в России новые социально-экономические условия; создание видов оружия, основанного на новых поражающих принципах, новых форм и методов противоборства; совершенствование системы государственного управления нашей страной; возрастание угроз возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций; возрастание угрозы терроризма.

Основными же принципами развития гражданской обороны нашей страны на современном этапе должны являться: заблаговременность подготовки государства к ведению гражданской обороны в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения; необходимая (разумная) достаточность при организации и выполнении мероприятий по гражданской обороне; обеспечение постоянной готовности сил гражданской обороны к действиям, как в условиях военного времени, так и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени, их стратегическая мобильность; реформирование гражданской обороны в рамках общей стратегии развития военной организации государства, направленной на повышение обороноспособности страны, мобилизационной готовности, эффективности защиты населения и территорий; использование новых форм и методов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях; финансирование гражданской обороны, как со стороны государства, так и со стороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и объектов экономики, продолжающих работать в военное время; рациональное расходование средств на основе критерия «затраты — эффективность»; повышение социальной значимости гражданской обороны, оказание помощи населению в кризисных ситуациях.

Полагаем, что гражданская оборона должна развиваться (реформироваться) по следующим инновационным направлениям: разработка и внедрение нового поколения информационных технологий и технических средств управления гражданской обороной, а также оповещения населения об опасностях; разработка и внедрение новых методов и способов инженерной защиты населения, в т.ч. с использованием защитных сооружений; оптимизация и дифференциация эвакуационных мероприятий; разработка высокопроизводительных методов и технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ, технологий пожаротушения; совершенствование методов и технологий мониторинга и прогнозирования различного рода опасностей; разработка малогабаритных и универсальных средств индивидуальной защиты; производство быстровозводимых комплексов жизнеобеспечения; оптимизация группировки сил гражданской обороны; совершенствование способов и технологий повышения защищенности объектов экономики при воздействии поражающих факторов различной природы; разработка мер, направленных на повышение устойчивости функционирования систем управления и жизнеобеспечения населения; разработка информационно-коммуникационных технологий работы с населением в очагах поражения.

Следует отметить, что в последние годы мировая и российская статистика чрезвычайных ситуаций показывает устойчивую тенденцию к росту масштабных стихийных бедствий и техногенных катастроф, сопровождающихся значительным количеством погибших и пострадавших людей, существенным ущербом для экономики страны или отдельных ее регионов.

Следовательно, сохранение угроз возникновения локальных вооруженных конфликтов по периметру границ Российской Федерации, и имеющий место рост количества крупномасштабных катастроф и стихийных бедствий существенно повышают роль и значимость гражданской обороны в системе национальной безопасности страны при реализации се основных приоритетов — национальной обороны, государственной и общественной безопасности.

Не менее значимым фактором совершенствования гражданской обороны является то, что сегодня гражданская оборона рассматривается не только в качестве стратегического фактора обороноспособности страны. Её мероприятия и результаты деятельности приобретают всё большую социальную и экономическую направленность. Во-первых, она обеспечивает сохранение людского, в том числе мобилизационного потенциала государства, защиту всего населения страны от опасностей военного времени. Во-вторых, гражданская оборона активно участвует в сохранении экономического потенциала в период войны. В условиях, когда важнейшие промышленные объекты становятся первоочередными целями поражения, особое значение приобретают мероприятия гражданской обороны, направленные на сохранение этих объектов. В-третьих, гражданская оборона осуществляет задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. В-четвертых, обучение руководителей всех уровней и населения в области гражданской обороны обеспечивает существенный вклад в формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения. Эффективное и целенаправленное использование всего потенциала и возможностей гражданской обороны страны по этим направлениям — стратегически важная задача гражданской обороны.

Положительным условием совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации сегодня является то, что созданы базовые основы, позволяющие осуществлять дальнейшее сё совершенствование. Важно отметить реализацию серьезных качественных изменений в правовом регулировании общественных отношений в области гражданской обороны и, как следствие, создание необходимой нормативной правовой базы. Разработаны новые подходы к организации защиты населения и территорий, обеспечивающие повышение готовности и эффективность реагирования сил гражданской обороны при ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях мирного времени. Качественные изменения произошли в области разработки и внедрения новых и перспективных средств и технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, обучения населения, подготовки сил и руководящего состава.

Это позволило гражданской обороне успешно решать задачи по защите населения при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, а также в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе и при вооружённом конфликте в Южной Осетии.

Однако планируя дальнейшее совершенствование и развитие системы гражданской обороны страны на перспективу необходимо исходить из реально сложившейся геополитической обстановки, уровня развития современных средств вооруженной борьбы, уровня природной и техногенной опасностей и террористических проявлений, прогнозов социально-экономического развития государства и планов деятельности Правительства Российской Федерации, которое в настоящее время осуществляет руководство гражданской обороной.

Неминуемо встает вопрос о главном приоритете совершенствования гражданской обороны. Что должно стать ее главной целью? Отвечая на него, необходимо отметить, что главной целью гражданской обороны становится сохранение жизни и здоровья населения.

Следует заметить, что указанные направления совершенствования гражданской обороны сформулированы и определены на основе результатов многолетних научных исследований, проведенных в системе МЧС России и составляющих научную и методическую базу намеченных преобразований.

Так что же уже выполнено в области создания нового облика гражданской обороны и каков вектор дальнейших преобразований?

Характерной чертой нового облика гражданской обороны является то, что ее подготовка и ведение должны осуществляться, как и всей обороны страны в целом, исходя из принципа стратегической мобильности. Суть принципа стратегической мобильности для гражданской обороны состоит в создании возможностей для поэтапного наращивания ее мероприятий во времени и пространстве в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств гражданской обороны в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие высокомобильных, технически оснащенных и профессионально подготовленных сил, способных прикрывать отдельные города и целые территории, мобильных резервов средств защиты и жизнеобеспечения для пострадавшего населения.

Принципиально важным условием является необходимость совершенствования гражданской обороны в рамках общей стратегии развития военной организации государства, направленной на повышение обороноспособности, мобилизационной готовности и защиты населения и территорий от всего спектра возможных кризисных ситуаций.

Новые подходы к ведению гражданской обороны в современных условиях необходимо реализовать по ряду следующих основных направлений.

В категорию сил гражданской обороны постоянной готовности переводятся центры управления в кризисных ситуациях как органы управления гражданской обороны (НЦУКС, межрегиональные и территориальные ЦУКСы) и мобильные (включая аэромобильные) силы гражданской обороны: спасательные воинские формирования, специализированные пожарно-спасательные отряды и авиационно-спасательные формирования. Для формирования требуемого состава и оптимальной структуры мобильных сил гражданской обороны необходимо установить особый правовой статус специализированных пожарно-спасательных отрядов, предназначенных для решения задач гражданской обороны, путем принятия соответствующего решения на уровне Правительства Российской Федерации, уточняющего их предназначение в целях гражданской обороны, порядок функционирования, организации и комплектования.

Сегодня законодательно закреплено, что ведение гражданской обороны - это задача органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, общественных организаций, населения страны, т.е. это - общегосударственная задача.

Признавая мероприятия гражданской обороны общегосударственными, целесообразно актуализировать задачи гражданской обороны, определенные Федеральным законом «О гражданской обороне». Необходимо отметить, что не существует проблемы объединения (укрупнения) или уменьшения перечня задач гражданской обороны. Необходимо юридически более точно раскрыть их (на основе разграничения полномочий органов власти и организаций), уточнить содержание (медицинское, транспортное и информационное обеспечение, обеспечение устойчивости объектов экономики, охрана общественного порядка, осуществление комплексной маскировки объектов и др.), определить меру ответственности должностных лиц гражданской обороны. Таким образом, планируется более четко регламентировать не только полномочия, ответственность органов управления и должностных лиц гражданской обороны, но и заложить правовые и организационные основы для целевого финансирования в рамках реализации скоординированных государственных и муниципальных программ, а также для перспективной реализации механизма проектного финансирования в области гражданской обороны.

Важным условием совершенствования гражданской обороны является также то, что объем и содержание мероприятий гражданской обороны существенным образом зависят от зонирования территории Российской Федерации по видам опасностей, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий. Вместе с тем, до настоящего времени подходы к зонированию основываются на положениях, действующих более 20 лет, несмотря на изменившуюся военно-политическую обстановку в мире и социально- экономическую ситуацию в Российской Федерации.

В основу нового подхода к зонированию территорий страны, разработанного специалистами МЧС России, положено допущение о том, что в условиях современных войн и военных конфликтов наиболее вероятно применение по объектам тыла (населенным пунктам и объектам экономики) высокоточных неядерных боеприпасов, имеющихся на вооружении вероятного противника. При этом результаты расчетов свидетельствуют о том, что площади зон возможных разрушений, зон возможного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения и, следовательно, объем мероприятий по гражданской обороне будут оптимизированы.

Новые подходы к инженерной защите населения, которые предполагается внести в измененную редакцию постановления Правительства Российской Федерации № 1309, предусматривающего, что:

1) убежища будут создаваться для защиты:

работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

работников атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций;

2) противорадиационные укрытия будут создаваться для защиты:

всех категорий населения, находящихся в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения, за пределами зон возможных разрушений и возможных сильных разрушений.

Кроме того, вводится такой новый вид защитных сооружений как укрытия, предназначенные для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Укрытия предполагается создавать для защиты: работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зоне возможных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, но не отнесенных к категориям по гражданской обороне; работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, расположенных вне зоны возможных сильных разрушений и обеспечивающих жизнедеятельность городов и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне; населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, в том числе нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения и обслуживающего их медицинского персонала.

Важнейшие изменения, обусловленные новыми взглядами на решение задач гражданской обороны, коснулись и предоставления населению средств индивидуальной защиты. Так, новой редакцией приказа МЧС России № 993 предусмотрено, что обеспечению средствами индивидуальной защиты подлежит только население, проживающее на территориях в пределах границ зон: защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно- и химически опасных объектов.

Указанный выше перечень категорий населения значительно отличается от действующего в настоящее время и позволит кардинально изменить принципы обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

Вместе с тем, одной из трудно решаемых проблем является планирование и применение оптимальных форм и способов проведения эвакуационных мероприятий. Эвакуация является в настоящее время наиболее эффективным способом преодоления гуманитарных катастроф. Учет этого наиважнейшего фактора при совершенствовании гражданской обороны, поиск новых нестандартных решений данной задачи гражданской обороны крайне важен для повышения эффективности гражданской обороны в целом.

Подтверждением этому являются события на юго-востоке Украины, которые показывают, что система эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из районов ведения военных действий должна быть многовариантной, учитывать численность эвакуируемого населения, его состав, возможные пути и этапы эвакуации, целесообразность использования подземного пространства для временного укрытия населения и др. Все это должно быть учтено при подготовке нового «Положения о порядке эвакуации населения, материальных ценностей в безопасные районы страны».

В условиях ведения военных действий с использованием высокоточного оружия возрастает роль сохранения устойчивости объектов экономики и объектов, обеспечивающих выживание населения в военное время. Решить эту важнейшую государственную задачу, как показывают результаты выполненных научно-исследовательских работ и опыт имевших место военных конфликтов, возможно с использованием комплекса активных (ПВО) и пассивных средств (маскировка, инженерная защита, создание резервов и т.п.). Однако эта проблема совершенствования гражданской обороны может быть решена только при детальной взаимоувязке планирующих документов в области национальной обороны на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые разрабатываются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Современная обстановка настоятельно требует повышения возможностей по защите населения, материальных и культурных ценностей, расширения спектра методов и способов защиты. Усиление авиационной составляющей сил гражданской обороны является неотъемлемой частью повышения эффективности мероприятий по защите населения на основе внедрения авиационно-спасательных технологий. Поэтому предстоит системная и плановая работа по их внедрению, в том числе — медико-эвакуационных технологий для спасения пострадавших.

Необходимым и крайне важным условием развития гражданской обороны страны является дальнейшее совершенствование технических систем управления на основе внедрения новых программно- аппаратных средств и средств управления базами данных, модернизация систем и средств всех видов связи и оповещения населения, целенаправленное использование навигационных спутниковых систем и систем мониторинга нового поколения.

Для повышения эффективности способов защиты населения и территорий, действий сил гражданской обороны необходимо:

- обеспечить повышение достоверности и оперативности системы мониторинга и прогнозирования угроз военного характера, в том числе через систему наблюдения и лабораторного контроля;

- обеспечить разработку способов и средств комплексной маскировки критически важных и потенциально опасных объектов экономики от высокоточного оружия;

- обеспечить повышение оперативной готовности, мобильности и автономности действий сил гражданской обороны;

- предусмотреть разработку универсальных средств индивидуальной защиты, производство быстровозводимых комплексов жизнеобеспечения;

- осуществить массовое внедрение робототехники и беспилотных летательных аппаратов;

- повысить устойчивость систем управления и жизнеобеспечения;

- совершенствовать методы и технологии АСДНР;

- осуществить на всех уровнях внедрение современных информационных технологий и технических средств управления и оповещения;

- планировать использование многовариантных способов эвакуации и оказания гуманитарной помощи населению.

Основными направлениями формирования нового облика сил гражданской обороны будут являться:

- наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил;

- техническое перевооружение сил передовой пожарно-спасательной техникой, аэромобильными средствами спасения, современными приборами и оборудованием на основе использования нанотехнологий, микроэлектроники и других достижений научно-технического прогресса;

- разработка профессиональных стандартов и на их основе уточнение федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области гражданской обороны;

- оборудование высокотехнологичной учебной и полигонной базы для практического обучения личного состава органов управления и сил гражданской обороны.

Важнейшим условием совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации является дальнейшее развитие ресурсно-экономической основы гражданской обороны с использованием механизмов прогнозирования, программирования и программно-целевого планирования. Для финансового и материально-технического и научного обеспечения мероприятий гражданской обороны необходимо рассмотреть вопрос о включении в состав действующей Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» подпрограммы «Развитие гражданской обороны в Российской Федерации на 2015-2020 годы».

Программные мероприятия и индикаторы (показатели) подпрограммы должны охватывать следующие направления:

- развитие систем управления, сил и средств гражданской обороны;

- совершенствование системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- повышение устойчивости объектов экономики и жизнеобеспечения населения;

- повышение готовности защитных сооружений гражданской обороны;

- накопление, хранение и использование запасов материально-технических и иных средств в целях гражданской обороны;

- развитие сил гражданской обороны;

- совершенствование системы подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны.

Необходимо отметить, что системная и плановая практическая работа по совершенствованию гражданской обороны по всем вышеуказанным направлениям должна быть реализована на основе системы документов стратегического планирования, определенных Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» применительно к сфере национальной безопасности.

В настоящее время в МЧС России проводится активная целенаправленная работа по формированию новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе. Указанные подходы, учитывающие современные военно-политические и социально-экономические условия, направлены, с одной стороны, на снижение административных и экономических барьеров, устранение устаревших, избыточных требований в области гражданской обороны, а, с другой стороны, на повышение эффективности мероприятий гражданской обороны.

Оцените материал: 1 2 3 4 5
Поделиться: TW VK FB OK

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

ФИО*
Номер телефона*
E-mail*
Комментарий*
Введите символы с картинки*
Ваш e-mail*
Тема сообщения*
Ваше сообщение*
Введите символы с картинки*
top