Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России (Центр "Антистихия")

Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России – Центр «Антистихия» был образован 1 июля 1999 года и стал правопреемником Всероссийского центра наблюдения и лабораторного контроля МЧС России.

Основные задачи Центра:

мониторинг природных, техногенных и биолого-социальных источников чрезвычайных ситуаций и их последствий;

прогнозирование возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера и их последствий;

создание специализированных геоинформационных систем, ведение банка данных мониторинга чрезвычайных ситуаций, их последствий и других информационных и программных продуктов в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

обеспечение федерального казенного учреждения «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»; оперативными, среднесрочными и долгосрочными прогнозами чрезвычайных ситуаций;

методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (далее – СМП ЧС) и сети наблюдения и лабораторного контроля (далее – СНЛК) с целью повышения эффективности их работы;

лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

информационное и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»;

повышение эффективности методов и технологий мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, методическое обеспечение работ СМП ЧС и СНЛК путем внедрения результатов современных научных достижений.

Центр по поручению МЧС России в соответствии с целями создания осуществляет за счет средств федерального бюджета следующие основные виды деятельности (функции):

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных источниках чрезвычайных ситуаций на  территории Российской Федерации, поступающей от функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), подразделений СМП ЧС, СНЛК, а также средств массовой информации и отдельных граждан;

ведение банка данных в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

разработка оперативных, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территории Российской Федерации;

организация и проведение оперативного радиационного, химического, биологического (бактериологического) и эпизоотического контроляь в зонах чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации;

организация информационного обмена и координация функционирования центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций территориальных органов МЧС России;

участие в оценке способов и методов определения загрязненности (зараженности) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья радиационными веществами, отравляющими веществами, аварийно–химически опасными веществами, биологическими средствами на территории Российской Федерации;

выполнние научных исследований в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

контроль состояния готовности СНЛК на территории Российской Федерации;

участие в реализации ведомственных целевых и научно-технических программ по совершенствованию СМП ЧС;

участие в проведении и реализации единой технической политики по разработке и внедрению средств и методов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке проектов государственных и международных стандартов в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

участие в планировании и проведении учений в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в соответствии с комплексным планом основных мероприятий МЧС России;

организация и проведение методических, научно-технических сборов,

конференций и занятий со специалистами организаций, входящих в РСЧС в соответствии с комплексным планом основных мероприятий МЧС России;

проведение профессиональной подготовки специалистов в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций территориальных органов МЧС России;

участие в международном сотрудничестве по вопросам мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом мероприятий международного сотрудничества МЧС России.

15771_0_1173191233_77576.jpg

Специалисты Центра на основе обработки мониторинговой информации разрабатывают краткосрочные (экстренное предупреждение, ежедневный и  декадный прогнозы), среднесрочные (ежемесячные) и долгосрочные (сезонные и ежегодные) прогнозы природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

В целях своевременного реагирования и принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих заблаговременное предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с приказом МЧС России от 05.04.2000 г. № 189 Центр осуществляет подготовку и доведение различных прогнозов до руководства министерства, департаментов и управлений центрального аппарата МЧС России, региональных центров и территориальных органов МЧС России по субъектам РФ.

Налажен устойчивый информационный обмен мониторинговой и прогностической информацией между Центром и регионами. При этом выстроена система “непрерывности технологического цикла прогнозирования”, при котором каждый последующий вид прогноза уточняет предыдущий.

Центр активно участвует в разработке нормативных правовых документов по созданию и функционированию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Специалисты Центра осуществляют организационно-методическую помощь органам управления в субъектах Российской Федерации, решают важные задачи по организации работы региональных и территориальных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

С 2001 года Центр «Антистихия» при участии представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук и ряда других заинтересованных организаций проводит ежегодные научно-практические конференции по теме «Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций».

Признанием научной значимости деятельности Центра является присвоение ему министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации статуса научного учреждения с выдачей свидетельства о государственной аккредитации (свидетельст­во № 3447 от 23 ноября 2001 г.).

Специалисты Центра регулярно участвуют в работе оперативных групп МЧС России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При ликвидации последствий схода селевого потока в июле 2000 г. в г. Тырныауз (Кабардино-Балкарская Республика) специалисты Центра в составе оперативной группы МЧС России осуществляли координацию деятельности всех служб, задействованных в ликвидации последствий селя, оказывали методическое содействие проведению работ, организовывали посты наблюдения и постоянно следили за возможным формированием селевых потоков, своевременно информировали об этом работающих в зоне чрезвычайной ситуации.

В 2002 г. оперативная группа МЧС России, сформированная из сотрудников Центра, была направлена в Республику Таджикистан для оказания помощи в предотвращении чрезвычайной ситуации, вызванной активизацией оползня в районе расположения Байпазинской ГЭС, и успешно выполнила поставленную задачу.

Для решения наиболее сложных задач в ходе ликвидации последствий катастрофического наводнения на территории Южного федерального округа (2002 г.) была сформирована оперативно-аналитическая группа Центра, которая оценила оперативную обстановку, риск прорыва паводковыми водами хвостохранилища Тырныаузского горно-обогатительного комбината, обстановку в зоне прорыва противопаводковой дамбы в районе аула Хатукай (Республика Адыгея). Специалисты Центра разработали и реализовали оперативный план и технологию ускоренной ликвидации (закрытия) прорана, выполнили наземные и аэровизуальные обследования наиболее селеопасных районов на территории Северного Кавказа и оценили риски селевой угрозы.

Центр осуществлял организационное руководство формированием и функционированием межведомственной экспедиции по сбору, анализу и обобщению данных о геодинамических, вулканических, гидрометеорологических и гляциологических процессах в Кармадонском ущелье Северной Осетии, созданной по поручению правительства Российской Федерации (приказ МЧС России от 18 марта 2003 г. № 136).

Специалисты Центра в апреле 2005 г. заблаговременно выявили негативную динамику развития ситуации на Волжско-Камском каскаде. Превентивные меры позволили полностью исключить развитие событий по катастрофическому сценарию, в результате своевременно принятых организационных, технологических и технических мер, несмотря на значительное превышение критических значений уровней воды, не было допущено ни одного прорыва противопаводковых дамб и исключено затопление населенных пунктов. Для сравнения следует отметить, что в 1991 г. в аналогичной ситуации было прорвано 102 противопаводковые дамбы и затоплены обширные территории. Ущерб от наводнения составил более 300 млн. долларов США.

За высокий профессионализм и проявленное мужество многие военнослужащие и сотрудники Центра удостоены высоких государственных наград, отмечены ведомственными наградами МЧС России.

Учредительным документом организации является Устав ФКУ "Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России", утвержденный приказом МЧС России №572 от 07.10.2011г.

Оцените материал: 1 2 3 4 5
Поделиться: TW VK FB OK
ФИО*
Номер телефона*
E-mail*
Комментарий*
Введите текст с картинки*
Ваш e-mail*
Тема сообщения*
Ваше сообщение*
Введите текст с картинки*
top