Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

В соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.07.1993 №259 «О первоочередных мерах по созданию Центра управления ГКЧС» был создан 151 информационный центр (войсковая часть 11501).

Директивой МЧС России от 1 марта 1994 года № 22-300-16, 1 мая 1994 года 151 Информационный центр (войсковая часть 11501) был переформирован в 151 Центр управления (войсковая часть 11501).

1  декабря  1994  года  Директивой МЧС России от 29 ноября 1994 года № 25-90-5 151 Центр Управления был переименован в 151 Центр управления в кризисных ситуациях.

1 января 2007 года приказом МЧС России от 27 сентября 2006 г. № 545, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 марта 2005 г. № Пр-422 и Правительства Российской Федерации от 14 июля 2005 г. № МФ-П4-3469 в целях модернизации ситуационного центра МЧС России и совершенствования системы государственного управления в кризисных ситуациях на базе 151 Центра управления в кризисных ситуациях был ликвидирован. В составе войск гражданской обороны был создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях.

1 июля 2009 года, в целях развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, управления их силами и средствами, а также организации своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе в местах массового пребывания людей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2008г. № 1515 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 43-р Национальный центр управления в кризисных ситуациях был ликвидирован, и  было создано ФГБУ  «Национальный центр управления в кризисных ситуациях». 

Приказом МЧС России от 26.07.2016 №400 установлена памятная дата (годовой праздник) создания Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России 1 июля 1993 года.

Национальный центр создан в целях обеспечения функционирования органов управления РСЧС и гражданской обороны, управления их силами и средствами, а также организации своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС в том числе в местах массового пребывания людей.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) — интеллектуальный многоуровневый управляющий комплекс нового поколения, позволяющий в круглосуточном режиме решать задачи межведомственной координации, оперативного управления и экстренного реагирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации № 68-ФЗ от 11 ноября 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Национальный центр управления в кризисных ситуациях является органом повседневного управления, находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На сегодняшний день НЦУКС и Центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России выполняют весь комплекс управленческих задач системы антикризисного управления.

В Национальном центре работают специалисты в области оповещения и информирования населения, оперативного реагирования, моделирования, мониторинга и анализа чрезвычайных ситуаций, IT-технологий, космического мониторинга, обеспечения связи и психологи.

Основными задачами Национального центра являются:

- обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

- управление силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС;

- осуществление информационного обмена и своевременного информирования населения об угрозе и возникновении ЧС, в том числе в местах массового пребывания людей;

-  доведение сигналов оповещения до территориальных органов управления;

- контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС;

- обеспечение в рамках функциональных и территориальных подсистем РСЧС информационного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

НЦУКС в оперативном режиме обрабатывает огромный массив информации, стекающейся со всех субъектов Российской Федерации. Аналогов Центру и его аппаратно-программному комплексу не существует ни в одной стране мира.

Использование новейших технологий в работе центра позволяет обрабатывать все виды информации в режиме реального времени с использованием глобальных навигационных спутниковых систем и технологий глобального мониторинга на основе космического дистанционного зондирования Земли.

В связи с постоянным ростом количества трансграничных ЧС международное взаимодействие является приоритетным направлением деятельности НЦУКС, что включает в себя осуществление информационного обмена с международным организациями и дежурными службами чрезвычайных ведомств иностранных государств, а также проведение международных операций и оказание международной гуманитарной помощи.


 

 

 

«Введение в строй такого центра, аналогов которому в мире нет, - это не рядовое событие. Здесь очень по-современному выстроена работа, все организовано наилучшим образом».

 

Президент
Российской Федерации

В. В. Путин

 

 

 

 

«Наша система создана для людей. И мы работаем в их интересах».

 

Министр Российской Федерации  по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

В. А. Пучков

В настоящее время Национальный центр обладает следующими возможностями:

- осуществление постоянного мониторинга территории страны и состояния промышленных объектов через системы «Антистихия», ЕСИМО, ОКСИОН,  АСКРО, «Цунами»;

- автоматизированное получение информации от объектов экономики через ЕДДС, «Система - 112», ЦУКС региональных центров и субъектов РФ, выдача систематизированной информации руководству;

-  автоматизация процессов информирования населения в случаях угрозы возникновения либо поступления информации о факте ЧС с возможностью обратной связи в режиме реального времени с использованием системы ОКСИОН;

-  прогнозирование возможных ЧС и разработка сценариев возможных ЧС природного и техногенного характера.

Основными целями развития Национального центра является:

-  снижение показателей риска для населения и территорий Российской Федерации;

-  сокращение времени реагирование на ЧС;

-  повышение эффективности оказания помощи населению, пострадавшему в ЧС. 

Структура ФКУ НЦУКС МЧС России
Начальник Национального центра, генерал-лейтенант
Яцуценко Виктор Николаевич
Первый заместитель начальника Национального центра
Заместитель начальника Национального центра по экстренному реагированию, генерал-майор
Воронцов Сергей Владимирович
Заместитель начальника Национального центра по информационно- аналитическому обеспечению
Заместитель начальника Национального центра по организационно- техническому обеспечению, полковник
Овсянников Андрей Владимирович
Старшие оперативные дежурные ФКУ НЦУКС МЧС России
Помощник начальника НЦУКС МЧС России
Главный инженер НЦУКС МЧС России
Центр экстренного реагирования
Управление экстренного реагирования
Управление ликвидации чрезвычайных ситуаций
Управление развития органов повседневного управления
Центр оперативно-аналитический
Управление предупрежде-
ния чрезвычайных ситуаций
Управление оперативно-аналитическое
Управление международ-
ного взаимо-
действия
Управление подготовки и сопровождения федеральных мероприятий
Управление организации повседневной деятельности
Отдел подбора и расстановки кадров
Отдел материально-технического обеспечения
Управление защиты государствен-
ной тайны
Пункт управления оперативного обеспечения связи
Отдел планирования и организации связи
Управление организации информирования населения
Управление космического мониторинга
Управление разработки и внедрения информационных технологий
Отдел финансово-экономический
Отдел главный специалист
Отдел главного инженера и охраны труда
Отдел методического обеспечения РСЧС
Отдел воспитательной работы (и психологического обеспечения)
Отдел обеспечения деятельности по предоставлению государственных услуг и межведомственному взаимодействию в области пожарной безопасности
Отдел эксплуатации вооружения и техники
Служба координации и контроля полетов авиации, применения авиационно-спасательных технологий и беспилотных летательных систем МЧС России, авиации РСЧС
Оцените материал: 1 2 3 4 5
Поделиться: TW VK FB OK

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

ФИО*
Номер телефона*
E-mail*
Комментарий*
Введите текст с картинки*
Ваш e-mail*
Тема сообщения*
Ваше сообщение*
Введите текст с картинки*
top