Единый «телефон доверия»
+7 (499) 216-99-99

Приложение к решению коллегии МЧС России

Приоритетные направления развития органов

государственного пожарного надзора на 2006-2008 гг.

 

В 2005 году в Российской Федерации произошло 226952 пожара, потери от которых составили 118 млрд. рублей. При пожарах погибло 18194 человека.

Сложная обстановка с пожарами в Российской Федерации во многом обусловлена недостатками в функционировании отдельных элементов системы обеспечения пожарной безопасности.

Сегодня государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется пятнадцатью тысячами государственных инспекторов. Ежегодно ими проводится более 1 млн. мероприятий по контролю, предлагается к исполнению до 9 млн. противопожарных мероприятий, инициируется приостановка эксплуатации около 150 тыс. объектов, находящихся в состоянии, угрожаемом жизни или здоровью людей, рассматривается до 400 тыс. административных дел о нарушениях правил пожарной безопасности. По сообщениям о преступлениях, связанных с пожарами, проводится более 170 тысяч проверок, возбуждается до 1,8 тысяч уголовных дел. Этими действиями пожарных инспекторов предотвращается до 900 тыс. пожаров с возможными суммарными материальными потерями 80-90 млрд. рублей.

Вместе с тем, результативность государственного пожарного надзора остается недостаточной. Предлагаемые предписаниями мероприятия выполняются только на 60 процентов. Административным наказаниям за нарушения требований пожарной безопасности подвергаются 37% нарушителей. Уровень информированности населения в области обеспечения пожарной безопасности составляет 49%. Вместе с тем, укомплектованность автомобильным транспортом органов госпожнадзора по итогам 2005 года составляет 37%, автотранспортными и специальными техническими средствами экспертно-криминалистических подразделений – 10% от потребности.

Основными факторами, определяющими состояние и развитие государственного пожарного надзора, являются:

реализация государственной политики и требований законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни людей от пожаров, защиту прав юридических лиц и частных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) путем повышения эффективности деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору;

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей функционирование системы обеспечения пожарной безопасности, а также определяющей правовые основы осуществления государственного пожарного надзора в современных социально-экономических условиях;

модернизация форм и методов осуществления надзорной деятельности с целью повышения ее эффективности, обеспечение прозрачности и открытости процедур проведения мероприятий по контролю;

улучшение качества подготовки инспекторского состава посредством использования различных форм обучения, переподготовки, повышения квалификации, аттестования, самоподготовки;

повышение материально-технического оснащения органов государственного пожарного надзора.

Целенаправленное воздействие на эти факторы создаст предпосылки для позитивного влияния на развитие обстановки с пожарами, а также позволит повысить результативность осуществления государственного пожарного надзора и уровень противопожарной защиты объектов и территорий.

Реализация приоритетных направлений развития органов государственного пожарного надзора позволит в рамках Доклада о результатах и основных направлений деятельности МЧС России на 2006-2008 г.г. выполнить задачу по повышению эффективности надзора в области пожарной безопасности, обеспечив темп снижения числа погибших людей при пожарах и достижение показателей ведомственных целевых программ, приведённых в приложении, а также:

снизить риски возникновения пожаров и обеспечить приемлемый уровень защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

продолжить формирование противопожарной культуры, закрепление навыков безопасного поведения людей в случае пожара, поднять уровень информированности населения в области обеспечения пожарной безопасности до 60% в 2008 году;

повысить уровень правосознания и ответственности должностных лиц и граждан за допускаемые нарушения в области пожарной безопасности;

увеличить объем выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на конкретных объектах и территориях до 85 % в 2008 году;

направить усилия на реализацию в полном объёме принципа неотвратимости ответственности за каждое нарушение в области пожарной безопасности. В 2008 году доля лиц, привлечённых к административным наказаниям за нарушения требований пожарной безопасности, от числа лиц, нарушивших указанные требования, должна составить 80 %;

повысить качество противопожарных работ и услуг, выполняемых на потребительском рынке;

улучшить информированность потребителей о пожароопасных свойствах применяемых веществ и материалов, а также безопасных мерах обращения с ними.

 

1. Техническое регулирование в сфере пожарной безопасности

 

· Завершить работу по созданию технического регламента в области пожарной безопасности.

· Организовать взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам включения требований пожарной безопасности в разрабатываемые ими проекты технических регламентов.

· Провести анализ и выработать предложения по корректировке существующих федеральных, ведомственных и территориальных документов по пожарной безопасности с целью исключения избыточных, дублирующих или противоречащих друг другу требований пожарной безопасности.

· Включать в документы, реализующие положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и разрабатываемые в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления, требования пожарной безопасности.

· Создать расчетно-аналитические методы оценки обоснованности отступлений от норм пожарной безопасности.

· Предлагать к научно-исследовательской разработке актуальные проблемы деятельности ГПН.

 

2.Обеспечение результативности мероприятий по контролю

 

2.1.Выполнение мероприятий по контролю

 

· Осуществлять планирование мероприятий по контролю на основании анализа обстановки с пожарами.

· Обеспечивать ввод в эксплуатацию объектов нового строительства с выполненными в полном объеме противопожарными мероприятиями.

· Организовать работу по предупреждению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности среди социально неблагополучных слоев населения.

· Организовать методическое обеспечение деятельности пожарных инспекторов с использованием современных технологий осуществления мероприятий по контролю и пресечению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

· Обеспечить развитие инструментальных форм и методов оценки качества работ в области противопожарной защиты, а также более широкое внедрение информационных технологий для использования экспресс-методик оценки пожарной опасности объектов защиты и различной продукции.

· Расширить оказание на безвозмездной основе юридическим и физическим лицам консультационных услуг по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

· Проработать вопросы внедрения элементов новой методологии надзорной деятельности, касающейся ухода от принципа «сплошного» надзора, введения заявительной формы надзора (аудит, декларирование).

 

2.2. Развитие системы сертификации в области пожарной безопасности

 

· Актуализировать нормативную правовую базу подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности с учётом действующего законодательства.

· Разработать нормативную базу по внедрению регистра средств обеспечения пожарной безопасности.

· Повысить требования к испытательным лабораториям и органам по сертификации, а также к организациям, претендующим на аккредитацию в качестве органов и испытательных лабораторий, с целью получения достоверной информации по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям пожарной безопасности и недопустимости проявления некомпетентности в этом вопросе.

 

2.3. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности

 

· Повысить эффективность контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

· Оптимизировать процедуру лицензирования с целью снятия административных и технических барьеров, препятствующих допуску на рынок субъектов предпринимательской деятельности.

· Обеспечить прозрачность процедуры лицензирования, сделать более открытой и доступной информацию для потребителей об организациях, выполняющих противопожарные работы и услуги.

· Организовать взаимодействие со страховыми компаниями в части контроля за соблюдением соискателями лицензии и лицензиатами требований пожарной безопасности.

· Обеспечить более эффективное выявление и пресечение случаев выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности без соответствующей лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий.

· Повысить эффективность мониторинга деятельности систем лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности.

 

2.4. Правоприменительная деятельность и расследование пожаров

 

· Осуществить реорганизацию структуры органов дознания, обеспечив максимально возможную специализацию в этой сфере деятельности инспекторского состава.

· Осуществить комплекс мероприятий по созданию на базе испытательных пожарных лабораторий системы судебно-экспертных учреждений.

· Обеспечить эффективное функционирование технологической схемы – выявление правонарушения, сбор и закрепление доказательной базы, процессуальное оформление принимаемых решений по пресечению правонарушения.

· Обеспечить своевременную и качественную правовую поддержку работы государственного инспектора по пожарному надзору.

· Организовывать самостоятельную работу дознавателей или их работу в составе соответствующих оперативно-следственных групп на каждом пожаре, приведшем к травмированию или гибели людей, а также крупному материальному ущербу.

· Обеспечить освоение каждым государственным инспектором форм и методов работы по пресечению нарушений требований пожарной безопасности путем административного приостановления деятельности объектов, находящихся в состоянии, угрожающей жизни или здоровью людей.

· Разработать процедуру реализации нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о конфискации продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, реализуемой без соответствующих сертификатов.

· Создать в каждом территориальном органе государственного пожарного надзора автоматизированный банк данных учета правонарушителей требований пожарной безопасности.

 

2.5. Контроль за деятельностью государственных инспекторов

 

· Обеспечить постоянный контроль за качеством работы государственных инспекторов непосредственно на закрепленных объектах путем внедрения новых форм контроля, планирования и систематического подведения итогов их деятельности.

· Организовать взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей и структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, функционально ответственными за вопросы развития предпринимательства, с целью выявления и исключения из практики работы органов ГПН форм и методов работы, создающих административные барьеры на пути развития предпринимательской деятельности.

· Повысить эффективность работы «телефонов доверия» в каждом территориальном органе государственного пожарного надзора.

· Внедрить автоматизированную информационно-справочную систему контроля и оценки деятельности органов государственного пожарного надзора всех уровней на основе единой методологии, установленной соответствующими организационно-распорядительными документами МЧС России.

 

3. Организация подготовки кадров для государственного пожарного надзора

 

· Внести изменения в законодательство Российской Федерации по определению конкретных должностных лиц, отвечающих за обучение в области пожарной безопасности.

· В 2006 году подготовить предложения по организации профессиональной подготовки инспекторского состава органов государственного пожарного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

· Продолжить на базе пожарно-технических образовательных учреждений подготовку начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации по вопросам организации деятельности государственного пожарного надзора.

· Продолжить работу по повышению квалификации и переподготовке инспекторского состава с учетом возможностей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ГПС МЧС России из расчета: руководящих кадров региональных центров – 1 раз в 2 года, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации – 1 раз в 3 года, остальные категории – 1 раз в 5 лет.

· Практиковать проверки качества профессиональной подготовки государственных инспекторов путем тестирования, приема зачетов в период проведения служебных совещаний, сборов, в процессе проведения проверки служебной деятельности, а также в ходе аттестования.

· В 2006 году изучить возможности и подготовить предложения по развертыванию дистанционного обучения инспекторского состава по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовке в 2007-2008 гг.

 

4. Совершенствование инфраструктуры органов государственного пожарного надзора и их материально-технического оснащения

· Разработать и утвердить в установленном порядке нормы положенности материально-технического обеспечения органов государственного пожарного надзора.

· Обеспечить органы государственного пожарного надзора необходимыми помещениями по нормам расквартирования, в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 12.04.2001 г. № 180, путем проведения необходимых мероприятий по передаче в установленном порядке недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в федеральную собственность.

· Обеспечить органы государственного пожарного надзора требуемым по установленным нормам для органов управления автотранспортными средствами, вычислительной и оргтехникой, средствами связи, согласно утвержденного МЧС России 20.12.2005 г. Перспективного плана укомплектования главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации техникой и вооружением на 2006-2008 г.

· Продолжить развитие лабораторно-испытательной базы.

· Осуществить адаптацию базы данных и организационно-управленческих алгоритмов деятельности ГПН к программно-аппаратному комплексу НЦУКС.

 

5. Развитие противопожарной пропаганды

· Организовать подготовку конкретных предложений по финансированию мероприятий противопожарной пропаганды среди различных слоев населения в процессе разработки и утверждения региональных целевых программ в области обеспечения пожарной безопасности.

· Организовать восстановление и создание пожарно-технических экспозиций в музеях территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации и проведение на их базе просветительской работы с населением и организациями.

· Обеспечить формирование положительного имиджа государственного инспектора по пожарному надзору через средства массовой информации.

· Обеспечить информирование общественности о работе органов пожарного надзора, законодательной базе в области пожарной безопасности, ответственности за обеспечение пожарной безопасности; порядке приостановки деятельности организаций и учреждений, номерах телефонов доверия.

· Внести предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и средства массовой информации по повышению эффективности подготовки и распространения информации в области противопожарной пропаганды.

· Организовать в субъектах Российской Федерации создание и распространение печатной и видеопродукции по тематике обеспечения пожарной безопасности и популяризации деятельности органов пожарного надзора.

· Повысить эффективность взаимодействия с Всероссийским добровольным пожарным обществом и профилактическими группами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации и организаций, по вопросам профилактики пожаров и противопожарной пропаганды.

· Организовать работу по регулярному освещению в средствах массовой информации конференций, семинаров по проблемам пожарной безопасности, проведению встреч с населением, конкурсов, тематических выставок, вечеров и смотров, а также соревнований по пожарно-спасательному спорту.

· Обеспечить эффективное использование возможностей системы ОКСИОН для повышения культуры пожарной безопасности населения.

· Подготовить в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направить проект нормативного правового акта, содержащего обязательные требования по обучению сотрудниками служб социальной защиты пенсионеров и других менее защищенных слоев населения вопросам пожарной безопасности.

· Создать в каждом территориальном органе МЧС России информационный и диалоговый сайты, содержащие рубрики, посвящённые вопросам обеспечения пожарной безопасности, обеспечив их эффективную работу.

· Выйти с предложением в органы государственной власти о возложении на законодательном уровне на операторов связи функции по созданию системы СМС сообщений, обеспечивающих оперативное информирование граждан о действиях в случае пожара и возникновении других чрезвычайных ситуаций.

Оцените информацию, представленную на данной странице:
1 2 3 4 5
Спасибо, Ваш комментарий принят!
Рубрикатор
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Все
Загрузка...
По вашему запросу не найдено совпадений