Тезисы доклада заместителя директора Департамента гражданской защиты А.И. Макарьина на заседании межведомственной рабочей группы по вопросу: «Порядок работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522, в том числе по созданию (модернизации) и сопряжению систем мониторинга объектов, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС, с системами экстренного оповещения населения»

Уважаемый Павел Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

Слайд 2

Проведенный анализ формирования перечня зон экстренного оповещения населения в субъектах Российской Федерации показывает неоднозначное толкование понятий информирования населения, оповещения и экстренного оповещения населения, а также доведенных для использования в работе утвержденных Минкомсвязи России и МЧС России Методических рекомендаций по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения.

В соответствии с действующим законодательством органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них.

Информирование населения в отличии от оповещения населения не требует немедленного принятия мер по защите населения и является обязанностью всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Оповещение населения в отличии от информирования, в соответствии с положениями федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне» является полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ЛСО).

Соответственно и финансирование мероприятий по созданию и поддержанию систем оповещения населения в готовности является расходным обязательством органов государственной власти и организаций в рамках реализации своих полномочий.

Слайд 3

В рамках совершенствования действующей нормативной правовой базы, как того требует Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября

2012 г. № 1522, в настоящее время в соответствии с одобренными на прошлом заседании МРГ (16 января 2013 г.) предложениями, организована и проводится работа по внесению изменений в федеральное законодательство. Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано на последнюю декаду марта текущего года

Слайд 4

Планируемыми поправками в законопроект предполагается дать определение понятий «оповещение населения», «информирование населения», «комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», «зона экстренного оповещения», уточнить полномочия органов государственной, муниципальной власти и организаций в данной области (в части создания, эксплуатации и поддержания в постоянной готовности).

Оповещение населения - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения -  доведение до населения информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах по средствам массовой информации и по иным каналам.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – комплекс программно-технических средств систем оповещения, мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения – территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

При этом изменения полномочий по информированию и оповещению населения не планируется и не предполагается. В связи с этим, хотел бы остановиться в своем докладе на нескольких основных моментах.

Слайд 5

Во-первых, вопрос формирования зон экстренного оповещения населения. При определении зон экстренного оповещения населения необходимо руководствоваться типовым паспортом безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденным приказом МЧС России от 25.10.2004 № 484 (зарегистрирован в Минюсте России 23.11.2004 № 6144), типовым паспортом безопасности опасного объекта, утвержденным приказом МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта", и что особенно важно - документами территориального планирования, требованиями градостроительного кодекса, технического регламента о безопасности зданий и сооружений и другими нормативно правовыми актами, как это рекомендовано положениями ранее доведенных утвержденных Минкомсвязи России и МЧС России Методических рекомендации по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

При этом при определении зон необходимо понимать и обязательно учитывать, что под зонами экстренного оповещения населения должны пониматься не все зоны подверженные возможным угрозам, а только те зоны, на которых в случае возникновения угрозы время экстренного оповещения в автоматическом режиме  позволит обеспечить выполнение мероприятий по защите населения. Если время не позволяет выполнить комплекс мер по защите – необходимо планировать и проводить заблаговременные мероприятия по защите населения (инженерной) или переселению населения в безопасные районы, так как оповещение в этом случае бесполезно. Здесь вступают в силу требования к условиям проживания людей.

ст. 9 «Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях» Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

Здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в статье 7настоящнго федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Слайд 6

Во-вторых, на чем мы хотим акцентировать ваше внимание - на непосредственном создании комплексных систем экстренного оповещения населения.

В рамках реализации Указа от 13 ноября 2012 г. № 1522 предполагается создать технические системы экстренного оповещения населения, сопряженные на объектовом, муниципальном и региональном уровнях с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных и техногенных процессов, а также обеспечить их функционирование в составе территориальных подсистем РСЧС.

Во исполнение федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» функциональные подсистемы РСЧС, в том числе мониторинга и прогнозирования опасных быстроразвивающихся природных и техногенных процессов, создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, это:

№п/пМинистерство(ведомство)Функциональные подсистемы
1.Минприроды России
  • противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов;
  • мониторинга состояния недр;
  • наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды;
  • предупреждения о цунами;
  • охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса.
2.Минпромторг России
  • предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта;
  • предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса;
  • предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности;
  • предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия.
3.Минрегион России
  • защиты городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий;
  • предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Минрегиона России.
4.Минэнерго Россиипредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах)
5.Минобороны Россиипредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных сил  Российской Федерации
6.Роскосмосамониторинга критически важных объектов (организаций), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Роскосмоса
7.Ростехнадзор
  • контроля за ядерно и радиационно опасными объектами;
  • контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами.
8.Госкорпорация "Росатом"предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности ГК «Росатом»

Таким образом, стоит понимать, что задача создания комплексных систем экстренного оповещения населения является комплексной, усилия как федеральных органов исполнительной власти и организаций, которые создают системы мониторинга объектов, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, которые создаются системы оповещения населения, в том числе экстренного, должны консолидироваться.

Именно поэтому, перед утверждением нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МРГ рекомендовала рассмотреть перечень зон экстренного оповещения и источники их финансирования на заседаниях КЧС и ПБ, в состав которой входят представители территориальных органов ФОИВ.

Слайд 7

В настоящее время задачи, порядок реализации мероприятий по созданию и совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения регламентируется совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25.07.2006 № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения». Структурная схема  действующей системы оповещения приведена на слайде.

В рамках совершенствования данной работы подготовлена Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в основу которой положены те положения, о которых я сейчас доложил. Рассмотрение Концепции спланировано на заседании Коллегии МЧС России 29 марта 2013 г. В случае положительного ее рассмотрения, предполагается ее направить на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и вынести установленным порядком на рассмотрение Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Слайд 8

Реализация указанной Концепции позволит четко разделить задачи по оповещению и информированию населения, как это сейчас показано на слайде, а также обеспечить устойчивое функционирование систем оповещения населения, повысить качество информационного обеспечения населения о правилах поведения и способах защиты в условиях возможных ЧС.

Исходя из тематики нашего совещания, сейчас на слайде также показана отдельно система оповещения населения, которая в себя включает комплексную систему экстренного оповещения населения на региональном, муниципальном и локальном уровне.

Оповещение населения как осуществлялось, так и будет осуществляться силами органов повседневного управления РСЧС с использованием различных систем и технических средств

При уточнении перечня зон экстренного оповещения населения, необходимо учесть перечисленные рекомендации и вносимые в федеральное законодательство изменения, согласованные предварительно с заинтересованными ФОИВ и территориальными органами МЧС России.

Кроме того, хочу акцентировать внимание, что при освещении в СМИ информации о ходе работ по реализации Указа, необходимо правильно использовать понятийный аппарат, так как оповещение и информирование населения – это не одно и тоже. Примером тому может быть недавняя ситуация, связанная с метеоритным дождем в Челябинской области, которая вызвала широкое обсуждение о том, что вовремя не оповестили. Об оповещении населения можно говорить только в том случае, когда при угрозе ЧС население получило сигнал (информацию) оповещения  и были проведены мероприятия по его защите. В данном конкретном случае имело место информирование населения по факту. Доводились телефоны горячих линий, мест оказания помощи по остеклению и другой информации.

И последнее: при проектировании систем экстренного оповещения населения, создания системы 112, реконструкции РАСЦО, модернизации систем связи регионов, в целом необходимо согласовывать работу всех заинтересованных структур и поставлять населению комплексную информационную услугу.

Примеры: Казань, Ярославль и другие.

Слайд 9

Доклад закончен, спасибо за внимание!