Тезисы выступления Первого заместителя Министра В.В. Степанова в рамках Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2015 году и постановке задач на 2016 год

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Первого заместителя Министра В.В. Степанова

в рамках Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2015 году и постановке задач на 2016 год

16 февраля 2016 г.

Слайд № 1

«Состояние защиты населения и территорий страны 

от чрезвычайных ситуаций в 2015 году и задачи на 2016 год»

Уважаемые коллеги!

Слайд № 2

Вопрос состояния и перспективы защиты населения и территорий в настоящее время, когда мир динамично развивается, особенно актуален.

Глобализация, экономические потрясения, проявление экстремизма, новое качество социума, развитие науки и техники, хозяйственное освоение новых арктических и других территорий, использование ресурсов мирового океана и иные факторы современности требуют реальной и адекватной оценки всех опасностей и угроз, которые сопровождают эти процессы.

Слайд № 3

Во-первых, сформирована современная законодательная основа защиты населения и территорий и механизмы последующей реализации.

МЧС России в рамках своих полномочий последовательно формирует и реализует государственную политику в области обеспечения безопасности населения. 

С учетом современных социально-экономических условий МЧС России за последние годы внесены изменения в законодательство Российской Федерации. Они направлены на совершенствование системы управления, координации органов управления и сил, системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также развитие системы подготовки различных категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Проведена большая работа по оказанию методической нормативной правовой помощи муниципальным образованиям, в которой участвовали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы МЧС России. При этом акцент был сделан на индивидуальные особенности муниципалитетов, а также учитывались риски, которые существуют на их территориях.

Для реализации законодательной основы за последние годы сформированы механизмы исполнения требований нормативных документов в рамках современной Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Выполняется комплекс программ и мероприятий, рассчитанный на долгосрочную перспективу и направленный на защиту национальных интересов и приоритетов, достижение целей и решение задач в области внутренней и внешней политики. Он призван укрепить природную и техногенную безопасность, обеспечить устойчивое развитие страны.

Слайд № 4

Учитывая существующие риски и прогнозы, приступили к созданию новых эффективных механизмов организации современных законодательных основ. Реализуются экономические, инфраструктурные, социальные и другие проекты регионов нашей страны с учетом вектора защиты жизни и здоровья людей от различных угроз.

Слайд № 5

Развивается система антикризисного управления, в которой реализована система снижения рисков. Модернизируется система реагирования на чрезвычайные ситуации и бедствия, совершенствуются технологии спасения, сформирован качественно новый облик профессий пожарного и спасателя.

При этом, в 2015 году нам удалось сохранить положительную динамику во всех областях деятельности МЧС России, функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

В 2015 году вновь подтвердила свою эффективность система резервирования финансовых и материальных ресурсов, которая сформирована во всех субъектах Российской Федерации на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

Хочу отметить, результативность и продуктивность оказания помощи пострадавшим в Сахалинской, Волгоградской, Мурманской областях, Приморском, Хабаровском, Краснодарском, Забайкальском краях, Республике Татарстан, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках.  

Именно совместная и эффективная деятельность федерального центра и регионов нашей страны позволяет нам ежегодно сокращать количество чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров и других бедствий, уменьшая при этом гибель людей и потери.

В лучшую сторону отмечаются Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Красноярский и Краснодарский края, Курская, Свердловская, Кемеровская, Оренбургская, Ленинградская,  Московская области и г. Москва.

Целесообразно и в дальнейшем осуществлять меры по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов на федеральном уровне и в регионах.

Во-вторых, создана мощная система реагирования на чрезвычайные ситуации и пожары.

В обеспечении защиты от бедствий и катастроф важную роль играет совершенствование технической оснащенности органов управления и сил й МЧС России и РСЧС, ведение активной инновационной деятельности.

Слайд № 6

В 2015 году Россия столкнулась с рядом крупномасштабных техногенных и природных чрезвычайных ситуаций и пожаров. При ликвидации их последствий были задействованы все силы РСЧС.

Это сложные природные пожары в различных регионах Сибири, затопление судов в  морях, обрушения зданий, крупные дорожно-транспортные происшествия и многие другие чрезвычайные ситуации и пожары.

Слайд № 7

Беспрецедентной стала операция по реагированию в связи с крушением самолета Аэробус A-321 над Синайским полуостровом. В кратчайшие сроки была организована оперативная переброска сил и средств МЧС России со всем необходимым оборудованием, снаряжением и техникой для проведения поисково-спасательных работ в сложнейших климатических условиях. Спасателями было оказано всестороннее содействие Межгосударственному авиационному комитету и другим органам при проведении следственных мероприятий. В максимально короткие сроки была организована доставка граждан России и их багажа из Египта. Эта масштабная комплексная работа продемонстрировала результативность взаимодействия всей системы РСЧС.

Эффективность РСЧС была продемонстрирована и на территории Крымского федерального округа, где в условиях полного прекращения поставок электроэнергии была обеспечена жизнедеятельность населения и налажена работа социально-значимых объектов.

Слайд № 8

Особое внимание уделяется Арктической зоне Российской Федерации, которая практически полностью прикрыта пожарно-спасательными подразделениями МЧС России. Создаются комплексные аварийно-спасательные центры МЧС России, продолжается работа  по наращиванию численности и возможностей арктической группировки сил и средств МЧС России.

Слайд № 9

Хочу отметить большую работу по всестороннему жизнеобеспечению населения Юго-Востока Украины и лиц, вынужденно покинувших её территорию.

И во всей этой работе неоценимая помощь была оказана регионами нашей страны. Благодаря совместным и слаженным действиям были созданы необходимые условия для стабилизации социально-экономической обстановки, тем самым не допущена гуманитарная катастрофа в данных регионах.

Слайд № 10

Учитывая тенденции современного мира,  энергично развиваются  авиационно-спасательные технологии, беспилотная авиация и робототехника, перспективные средства инженерной, радиационной и химической защиты населения и территорий в ЧС, обеспечения пожарной безопасности.

При этом значительное внимание уделяется взаимодействию МЧС России с Российской академией наук, отраслевыми научно- исследовательскими организациями и национальными исследовательскими университетами по следующим направлениям:

Первое. Разработка новых средств и технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе средств коллективной и индивидуальной защиты.

Второе. Развитие и внедрение автоматизированных систем поддержки принятия решений органами управления РСЧС, комплексной системой техногенной безопасности и защиты населения и территорий Российской Федерации, системы оповещения и информирования населения, экстренный оперативный вызов «112» и другие.

Третье. Разработка новых образцов пожарно-спасательной техники и оборудования в рамках реализации программы импортозамещения.

Четвертое. Внедрение новейших достижений науки и техники в области создания антропоморфной робототехники, новой элементной базы, нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных технологий для решения прикладных задач в области обеспечения безопасности защиты населения и территорий.

Слайд № 11

Также важным направлением является активное развитие беспилотной авиации, которое позволит с высокой эффективностью осуществлять мониторинг и разведку территории субъектов Российской Федерации. В прошлом году созданы центры беспилотной авиации во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации. Они позволили перейти на качественно новый уровень проведения всех видов воздушной разведки, мониторинга и поисково-спасательных работ.

Ключевой задачей внедрения новых технологий и образцов техники станет сокращение времени реагирования и повышение готовности пожарно-спасательных подразделений и  эффективности их борьбы за сохранение жизни и здоровья граждан, а также обеспечение безопасности самих спасателей и пожарных.

Слайд № 12

В-третьих, реализованы современные подходы предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также  оказания помощи  пострадавшим.

Оценивая опасности и риски РСЧС на сегодняшнем этапе должна развиваться от принципов оперативного реагирования к принципам профилактики,  управления рисками и уменьшения опасности бедствий. Для повышения системы реагирования требуется комплексное взаимодействие и профильных профессиональных служб - МЧС России, МВД России и Минздрава России. Необходимо динамично развивать общественные организации и объединения. Сегодня это – «Российский союз спасателей» (Россоюзспас), Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО) и сотни различных общественных организаций, которые работают в сфере безопасности жизнедеятельности населения, а также добровольцы.

Развитие РСЧС определяется использованием современных форм и методов предупреждения и реагирования на бедствия и уровнем ее технической и технологической оснащенности.

Все основные планы и программы по совершенствованию РСЧС подготовлены и реализуются в рамках утвержденной Стратегии национальной безопасности. Также выполнены положения  Государственной программы защиты населения и территорий, Плана строительства сил и средств МЧС России и ряда других важных документов.

В ближайшие годы с учетом экономических условий финансовые и материальные ресурсы должны быть сосредоточены на задаче проведения эффективных мероприятий по сбалансированному развитию системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров и территориальных подсистем РСЧС.

Слайд № 13

Важно опережающими темпами развивать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, наращивать систему космического мониторинга.  Сегодня в этой сфере наблюдается серьезный мощный прорыв, причем работает  наша отечественная техника, технологии и специалисты.

Система космического мониторинга уже показала свою эффективность в решении задач защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, паводками и другими катаклизмами.

В интересах увеличения объемов, улучшения качества и повышения оперативности получения космической информации МЧС России активно развивает межведомственное сотрудничество в этой области. Так, в октябре 2015 г. запущен в работу совместный центр приема космической информации на базе Главного управления  МЧС России в Мурманске. Аналогичные центры планируется развернуть в городах Дудинка и Анадырь, создание которых позволит контролировать Арктическую территорию Российской Федерации.

Для реализации возрастающей потребности МЧС России планируется:

создать комплексную многофункциональную систему космического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и внедрить его в систему сети наблюдения и лабораторного контроля для прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

оснастить ЦУКСы территориальных органов МЧС России аппаратно-программными средствами приема (получения) и обработки данных дистанционного зондирования Земли из космоса для включения в Единую территориально-распределенную информационную сеть.

провести поисковые исследования и разработать системный проект по созданию и развитию космического сегмента единой системы предупреждения и парирования астероидно-кометной опасности.

Слайд № 14

Особенно остро востребована система космического мониторинга в период весеннего половодья, летне-осенних паводков и пожароопасный период. С его помощью осуществляется оперативный контроль более 3 тысяч паводкоопасных участков на территории России. 

Опыт крупномасштабных наводнений прошлых лет показал, что одним из основных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями, является контроль состояния гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных.

Организован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности бесхозяйных ГТС и сокращение их количества. В результате проделанной работы в 2015 году уменьшили число  бесхозяйных ГТС на 981 сооружение (21,9%). Планируем продолжить работу по данному направлению.

Ежегодно проводятся превентивные и профилактические мероприятия, направленные на снижение риска негативного воздействия паводковых вод на населенные пункты и объекты экономики. В субъектах Российской Федерации создан весь необходимый резерв материальных и финансовых ресурсов для обеспечения этих мероприятий.

Прошлый год вскрыл ряд проблем в организации предупреждения и тушения лесных пожаров, а также ликвидации их последствий. Несмотря на предпринимаемые меры, природные пожары в Сибирском федеральном округе и ряде других регионов привели к потере жилья и объектов социальной инфраструктуры. К сожалению, не удалось избежать и гибели людей.

Причинами этому послужили не только сложные погодные условия, но и ряд нерешенных проблем в области защиты от природных пожаров.

Обращаю внимание на положительный опыт применения нового комплексного подхода к профилактике, а там где было необходимо к тушению природных пожаров на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с привлечением сил всех территориальных подсистем субъектов Российской Федерации.

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации МЧС России продолжает проводить системную работу для устранения выявленных недостатков и направленную на соблюдение норм законодательства в области лесных отношений и выполнения профилактических мероприятий.

Благодаря комплексному подходу к существующим рискам выстроена эффективная система «непрерывности технологического цикла прогнозирования», при которой каждый последующий вид прогноза уточняет предыдущий. Это позволит снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизировать материальный и финансовый ущерб от катастроф.

Слайд № 15

В последние годы МЧС России проведена значительная работа в области совершенствования государственных надзоров, повышения их роли в современных условиях, ориентированных, прежде всего, на профилактическую работу. При планировании государственного надзора используется система оценки рисков потенциальной опасности видов экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами.

В этой связи, внедрен и используется риск-ориентированный подход при осуществлении соответствующих мероприятий по надзору. Создана модель риск-ориентированного метода проведения проверок, исходя из класса потенциальной опасности объектов и видов экономической деятельности для населения и территорий.

Таким образом, мероприятия по контролю в текущем году в основном коснутся только учреждений социальной сферы, образования, здравоохранения, а также критически важных объектов для национальной безопасности страны. Примерами успешного внедрения риск-ориентированного подхода в пилотных зонах реализации новой модели контрольно-надзорной деятельности являются Республика Татарстан, Краснодарский край, где уже сегодня налицо высокие результаты повышения качества контрольных мероприятий и сокращения проверок.

Планируем продолжать мероприятия по сохранению устойчивого безопасного функционирования критически важных объектов и потенциально опасных объектов, проработать и нормативно закрепить требования, предъявляемые к таким объектам.

Организована работа по проведению профилактических осмотров объектов защиты по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения административных процедур принудительного характера. Главным результатом таких мероприятий будет являться работа по устранению нарушений в ходе осмотра. Важно, что в этом случае инспектор будет выступать как консультант и помощник.

Для субъектов малого бизнеса введены «надзорные каникулы» - запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства на три текущих года.

Также МЧС России внедряет новые подходы институтов негосударственного контроля, таких как добровольное декларирование пожарного риска, независимая оценка риска и другие.

Внедрение новой системы государственных надзоров МЧС России позволяет снижать нагрузку на представителей малого и среднего бизнеса, региональные и муниципальные органы власти. При этом  внимание акцентируется на объектах с массовым пребыванием людей, а также представляющих наибольшую опасность для граждан.

МЧС России продолжит внедрение новых подходов по профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров,  а также активно развивать и внедрять в практику систему прогнозирования опасностей и угроз.

Слайд № 16

В-четвертых, сформирована и функционирует система антикризисного управления.

Большую роль в защите населения и территории играет созданная вертикаль системы антикризисного управления, стержнем которой является Национальный центр управления в кризисных ситуациях. На федеральном уровне он осуществляет общую координацию центров управления в кризисных ситуациях и Единых дежурно-диспетчерских служб на территориях.

НЦУКС внедряет современные технологии управления, формирует базы данных, программы.

В январе этого года индийская делегация во главе с премьер-министром Нарендрой Моди посетила НЦУКС. Сотрудничество МЧС России и МВД Индии развивается по ряду направлений. Подготовлен ряд документов, совместных планов, которые планируется обсудить и утвердить в первом полугодии 2016 года.

Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России обладают мощными ресурсами прогнозирования. Функционируют секторы космического мониторинга, моделирования и поддержки принятия решения, обеспечивается координация всех органов управления и сил РСЧС. Организовано взаимодействие и информационный обмен между федеральными структурами,  органами власти регионов и местного самоуправления.

МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации непрерывно совершенствует свою деятельность по развитию и оптимизации систем управления, сил и средств, предназначенных для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Созданы мощные современные ЦУКСы в Московской и Мурманской областях, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках, Татарстане и Ингушетии.

Повышается значимость деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям регионов. Это мощные управленческие структуры, обеспечивающие регулирование, взаимодействие  и обеспечение  энергичной работы при катаклизмах. В городе Санкт-Петербурге, Алтайском крае и в других субъектах их лично возглавляют высшие руководители региона.

Следующим шагом в этой работе мы видим консолидацию финансового, материально-технического и кадрового потенциалов, которая обеспечит дальнейшее развитие взаимодействия между МЧС России и регионами страны в новых экономических условиях.

Немаловажным аспектом является укрепление взаимодействия в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций трансграничного характера, и в этом направлении проводится большая системная работа.

В перспективе будем активно модернизировать НЦУКС и задействовать его возможности для обеспечения решений социальных, экономических и других проблем в регионах страны. Внедрять новые информационные и телекоммуникационные продукты, отечественные технологии в сферу управления. Это придаст мощный импульс в реализации современных идей и подходов МЧС России.

Слайд № 17

В-пятых, совершенствование международной кооперации системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

       Прошлые годы были также отмечены переходом на новый уровень международного сотрудничества по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В 2015 году МЧС России возглавило межведомственную делегацию от российской стороны в третьей Всемирной конференции ООН (г. Сендай, Япония). Результатом совместной работы послужило принятие Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий.

Для дальнейшей реализации основных направлений принятой программы в октябре 2015 года в Москве проведен Международный конгресс управления рисками катастроф и стихийных бедствий.

Выработанные в ходе его работы приоритетные направления задают вектор нашего развития. Это позволит России подтвердить свой статус государства-лидера в области уменьшения опасности бедствий и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на современные экономические условия и сложную геополитической обстановке Россия сохраняет тренд в гуманитарном чрезвычайном реагировании и продолжает последовательно продвигать инициативу по развитию сетей антикризисного управления. Они будут служить основой для создания международного механизма преодоления чрезвычайных ситуаций и оказания помощи людям в районах бедствий.

Планируем и в дальнейшем  продвигать интересы России и внедрять современные подходы в сфере международного сотрудничества. По-прежнему основополагающим принципом остается – МЧС России приходит на помощь пострадавшим в любой точке земного шара.

Слайд № 18

В-шестых, развитие пожарно-спасательных гарнизонов, деятельность которых впервые регламентирована федеральным законодательством.

МЧС России ведет непрерывную работу по совершенствованию и развитию всех видов пожарно-спасательных подразделений. В этом году будут переоснащаться и создаваться новые подразделения на Дальнем Востоке, в Сибири, в Заполярье, в Калининграде, на вооружении которых стоят высокотехнологичные средства спасения, современное оборудование и экипировка.

Хочу отметить, что 2016 год в системе МЧС России и в целом в РСЧС объявлен Годом пожарной охраны, совместно с регионами  спланированы новые масштабные шаги по развитию пожарной охраны.

В целях развития сил противопожарной службы и реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации необходимо:

Создать специализированные пожарно-спасательные части, способные выполнять задачи по тушению крупных пожаров и проведению различного вида аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации.

Завершить работу по развитию группировки сил и средств МЧС России на территории Крымского полуострова.

Прикрыть особо важные для национальной безопасности страны объекты экономики, в том числе, объекты атомной энергетики, оборонно-промышленного комплекса, ракетно-космической отрасли. 

Сформировать аэромобильную группировку для реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в том числе с использованием авиационных технологий.

Укрепить реагирующие подразделения МЧС России, осуществляющие тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Обеспечить деятельность центров беспилотной авиации и оснастить их современными  беспилотными летательными аппаратами.

Развить подразделения федеральной противопожарной службы  для прикрытия объектов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, кубка конфедерации FIFA 2017 года, а также XXIX (29) Всемирной зимней универсиады 2019 года.

Кроме этого, до конца года будет создан Корпус сил добровольной пожарной охраны. Каждый населенный пункт, независимо от его величины, количества жителей, удаленности от районного центра будет прикрыт подразделением пожарной охраны.

Приглашаем членов Совета Федерации подключится к этой важной работе – защите малонаселенных сельских поселений от бедствий и огня.

Следует отметить, что комплексный системный подход по развитию всех видов пожарной охраны позволит повысить эффективность системы реагирования на чрезвычайные ситуации, пожары и другие бедствия. Благодаря чему будет гарантировано обеспечена помощь и поддержка каждому человеку, оказавшемуся в беде или в трудной жизненной ситуации.

Слайд № 19

В-седьмых, развитие системы  гражданской обороны и защиты населения.

В связи с появлением новых видов угроз и опасностей сформирована современная система гражданской обороны, продолжается работа по развитию её сил и средств, в том числе нештатных и специальных формирований, привлекаемых для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.  

Внедряется комплексная защита населения, направленная на реализацию принципа «защита обеспечена дома», которая предусматривает всестороннее обеспечение безопасности людей в местах проживания и на работе.

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24 июля 2015 г. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, организована переработка планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации с учетом современных требований.

Меры по совершенствованию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны рассмотрены и одобрены на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22 сентября 2015 года.

Подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке проект основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года, в котором определены основные направления развития с учетом нового облика гражданской обороны.

В соответствие с современными вызовами  приведены подходы к предоставлению населению средств коллективной и индивидуальной защиты, сокращены в разы требования к объемам ресурсов гражданской обороны, накапливаемых в запасах, а также эвакуации населения.

Это позволяет регионам экономить сотни миллиардов рублей  ежегодно и внедрять новый формат гражданской обороны.

Продолжается работа по нормативному техническому регулированию в области гражданской обороны и защиты населения. В ближайшее время будет выпущен Технический регламент Евразийского экономического союза по безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны. Его принятие защитит отечественного производителя.

Все это должно привести к сокращению расходов бюджетов всех уровней, повышению эффективности выполнения мероприятий по гражданской обороне, и в целом, укрепит оборонный потенциал страны и социальную защищенность населения.

Слайд № 20

В-восьмых, совершенствование системы подготовки населения.

От уровня подготовки и культуры безопасности жизнедеятельности граждан напрямую зависит обеспечение защиты населения и территории страны.

В последние годы сформирована Единая система подготовки и обучения населения. В нее входят ВУЗы МЧС России, учебные центры федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методические центры по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, курсы гражданской обороны муниципальных образований, учебно-консультационные пункты и  иные образовательные организации.

В 2015 году подготовку прошли более 256 тыс. руководителей всех уровней, около 67 млн. работников организаций и неработающего населения, свыше 9 млн. учащихся.

Совершенствуются существующие и внедряются новые эффективные, формы, методы и технологии подготовки населения с учетом новых видов угроз, в том числе с использованием IT-технологий.

Особое внимание уделяется обучению подрастающего поколения основам безопасности жизнедеятельности. На различных уровнях проведено более 24,7 тысяч тематических мероприятий, соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник». В них приняли  участие более 2,7 млн. обучающихся. Всероссийские соревнования «Школа безопасности» уже не первый раз проводились на территории Липецкой области. Победителями в 2015 году в двух возрастных группах стали команды г. Москвы. Команды Республик Марий Эл и Мордовии, Вологодской области, Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа – «Югра» неоднократно выступали на международных соревнованиях юных спасателей и пожарных, занимая призовые места.

МЧС России активно участвует в подготовке и проведении ряда молодежных образовательных форумах: «Таврида» в Республике Крым, «Территория смыслов» на Клязьме, «Селигер» в Тверской области.

Еще раз обращу внимание, что подготовка подрастающего поколения – это инвестиция в безопасность нашей России. Необходимо оказывать всестороннюю практическую помощь в их становлении и формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

Уважаемые коллеги!

В 2015 году мы активизировали наши внутренние резервы и обеспечили рост развития МЧС России и РСЧС. Создали хороший задел на 2016 год и перспективу, доказав свою эффективность, значимость, открытость и близость к людям. РСЧС сегодня - это высокотехнологичная современная служба страны. Она является главной резервной системой на случай крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров, бедствий и катастроф. Ее силы своевременно оказывают квалифицированную помощь и поддержку каждому, кто оказался в беде, и создают условия для стабильного социально-экономического развития страны и её регионов.

МЧС России во взаимодействии с территориальными подсистемами, субъектами Российской Федерации и дальше продолжит активную работу по развитию и совершенствованию РСЧС, улучшению реагирования и созданию системы безопасности жизнедеятельности населения, повышению защищенности граждан нашей страны.

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Первого заместителя Министра В.В. Степанова

в рамках Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2015 году и постановке задач на 2016 год

16 февраля 2016 г.

Слайд № 1

«Состояние защиты населения и территорий страны 

от чрезвычайных ситуаций в 2015 году и задачи на 2016 год»

Уважаемые коллеги!

Слайд № 2

Вопрос состояния и перспективы защиты населения и территорий в настоящее время, когда мир динамично развивается, особенно актуален.

Глобализация, экономические потрясения, проявление экстремизма, новое качество социума, развитие науки и техники, хозяйственное освоение новых арктических и других территорий, использование ресурсов мирового океана и иные факторы современности требуют реальной и адекватной оценки всех опасностей и угроз, которые сопровождают эти процессы.

Слайд № 3

Во-первых, сформирована современная законодательная основа защиты населения и территорий и механизмы последующей реализации.

МЧС России в рамках своих полномочий последовательно формирует и реализует государственную политику в области обеспечения безопасности населения. 

С учетом современных социально-экономических условий МЧС России за последние годы внесены изменения в законодательство Российской Федерации. Они направлены на совершенствование системы управления, координации органов управления и сил, системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также развитие системы подготовки различных категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Проведена большая работа по оказанию методической нормативной правовой помощи муниципальным образованиям, в которой участвовали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы МЧС России. При этом акцент был сделан на индивидуальные особенности муниципалитетов, а также учитывались риски, которые существуют на их территориях.

Для реализации законодательной основы за последние годы сформированы механизмы исполнения требований нормативных документов в рамках современной Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Выполняется комплекс программ и мероприятий, рассчитанный на долгосрочную перспективу и направленный на защиту национальных интересов и приоритетов, достижение целей и решение задач в области внутренней и внешней политики. Он призван укрепить природную и техногенную безопасность, обеспечить устойчивое развитие страны.

Слайд № 4

Учитывая существующие риски и прогнозы, приступили к созданию новых эффективных механизмов организации современных законодательных основ. Реализуются экономические, инфраструктурные, социальные и другие проекты регионов нашей страны с учетом вектора защиты жизни и здоровья людей от различных угроз.

Слайд № 5

Развивается система антикризисного управления, в которой реализована система снижения рисков. Модернизируется система реагирования на чрезвычайные ситуации и бедствия, совершенствуются технологии спасения, сформирован качественно новый облик профессий пожарного и спасателя.

При этом, в 2015 году нам удалось сохранить положительную динамику во всех областях деятельности МЧС России, функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

В 2015 году вновь подтвердила свою эффективность система резервирования финансовых и материальных ресурсов, которая сформирована во всех субъектах Российской Федерации на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

Хочу отметить, результативность и продуктивность оказания помощи пострадавшим в Сахалинской, Волгоградской, Мурманской областях, Приморском, Хабаровском, Краснодарском, Забайкальском краях, Республике Татарстан, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках.  

Именно совместная и эффективная деятельность федерального центра и регионов нашей страны позволяет нам ежегодно сокращать количество чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров и других бедствий, уменьшая при этом гибель людей и потери.

В лучшую сторону отмечаются Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Красноярский и Краснодарский края, Курская, Свердловская, Кемеровская, Оренбургская, Ленинградская,  Московская области и г. Москва.

Целесообразно и в дальнейшем осуществлять меры по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов на федеральном уровне и в регионах.

Во-вторых, создана мощная система реагирования на чрезвычайные ситуации и пожары.

В обеспечении защиты от бедствий и катастроф важную роль играет совершенствование технической оснащенности органов управления и сил й МЧС России и РСЧС, ведение активной инновационной деятельности.

Слайд № 6

В 2015 году Россия столкнулась с рядом крупномасштабных техногенных и природных чрезвычайных ситуаций и пожаров. При ликвидации их последствий были задействованы все силы РСЧС.

Это сложные природные пожары в различных регионах Сибири, затопление судов в  морях, обрушения зданий, крупные дорожно-транспортные происшествия и многие другие чрезвычайные ситуации и пожары.

Слайд № 7

Беспрецедентной стала операция по реагированию в связи с крушением самолета Аэробус A-321 над Синайским полуостровом. В кратчайшие сроки была организована оперативная переброска сил и средств МЧС России со всем необходимым оборудованием, снаряжением и техникой для проведения поисково-спасательных работ в сложнейших климатических условиях. Спасателями было оказано всестороннее содействие Межгосударственному авиационному комитету и другим органам при проведении следственных мероприятий. В максимально короткие сроки была организована доставка граждан России и их багажа из Египта. Эта масштабная комплексная работа продемонстрировала результативность взаимодействия всей системы РСЧС.

Эффективность РСЧС была продемонстрирована и на территории Крымского федерального округа, где в условиях полного прекращения поставок электроэнергии была обеспечена жизнедеятельность населения и налажена работа социально-значимых объектов.

Слайд № 8

Особое внимание уделяется Арктической зоне Российской Федерации, которая практически полностью прикрыта пожарно-спасательными подразделениями МЧС России. Создаются комплексные аварийно-спасательные центры МЧС России, продолжается работа  по наращиванию численности и возможностей арктической группировки сил и средств МЧС России.

Слайд № 9

Хочу отметить большую работу по всестороннему жизнеобеспечению населения Юго-Востока Украины и лиц, вынужденно покинувших её территорию.

И во всей этой работе неоценимая помощь была оказана регионами нашей страны. Благодаря совместным и слаженным действиям были созданы необходимые условия для стабилизации социально-экономической обстановки, тем самым не допущена гуманитарная катастрофа в данных регионах.

Слайд № 10

Учитывая тенденции современного мира,  энергично развиваются  авиационно-спасательные технологии, беспилотная авиация и робототехника, перспективные средства инженерной, радиационной и химической защиты населения и территорий в ЧС, обеспечения пожарной безопасности.

При этом значительное внимание уделяется взаимодействию МЧС России с Российской академией наук, отраслевыми научно- исследовательскими организациями и национальными исследовательскими университетами по следующим направлениям:

Первое. Разработка новых средств и технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе средств коллективной и индивидуальной защиты.

Второе. Развитие и внедрение автоматизированных систем поддержки принятия решений органами управления РСЧС, комплексной системой техногенной безопасности и защиты населения и территорий Российской Федерации, системы оповещения и информирования населения, экстренный оперативный вызов «112» и другие.

Третье. Разработка новых образцов пожарно-спасательной техники и оборудования в рамках реализации программы импортозамещения.

Четвертое. Внедрение новейших достижений науки и техники в области создания антропоморфной робототехники, новой элементной базы, нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных технологий для решения прикладных задач в области обеспечения безопасности защиты населения и территорий.

Слайд № 11

Также важным направлением является активное развитие беспилотной авиации, которое позволит с высокой эффективностью осуществлять мониторинг и разведку территории субъектов Российской Федерации. В прошлом году созданы центры беспилотной авиации во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации. Они позволили перейти на качественно новый уровень проведения всех видов воздушной разведки, мониторинга и поисково-спасательных работ.

Ключевой задачей внедрения новых технологий и образцов техники станет сокращение времени реагирования и повышение готовности пожарно-спасательных подразделений и  эффективности их борьбы за сохранение жизни и здоровья граждан, а также обеспечение безопасности самих спасателей и пожарных.

Слайд № 12

В-третьих, реализованы современные подходы предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также  оказания помощи  пострадавшим.

Оценивая опасности и риски РСЧС на сегодняшнем этапе должна развиваться от принципов оперативного реагирования к принципам профилактики,  управления рисками и уменьшения опасности бедствий. Для повышения системы реагирования требуется комплексное взаимодействие и профильных профессиональных служб - МЧС России, МВД России и Минздрава России. Необходимо динамично развивать общественные организации и объединения. Сегодня это – «Российский союз спасателей» (Россоюзспас), Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО) и сотни различных общественных организаций, которые работают в сфере безопасности жизнедеятельности населения, а также добровольцы.

Развитие РСЧС определяется использованием современных форм и методов предупреждения и реагирования на бедствия и уровнем ее технической и технологической оснащенности.

Все основные планы и программы по совершенствованию РСЧС подготовлены и реализуются в рамках утвержденной Стратегии национальной безопасности. Также выполнены положения  Государственной программы защиты населения и территорий, Плана строительства сил и средств МЧС России и ряда других важных документов.

В ближайшие годы с учетом экономических условий финансовые и материальные ресурсы должны быть сосредоточены на задаче проведения эффективных мероприятий по сбалансированному развитию системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров и территориальных подсистем РСЧС.

Слайд № 13

Важно опережающими темпами развивать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, наращивать систему космического мониторинга.  Сегодня в этой сфере наблюдается серьезный мощный прорыв, причем работает  наша отечественная техника, технологии и специалисты.

Система космического мониторинга уже показала свою эффективность в решении задач защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, паводками и другими катаклизмами.

В интересах увеличения объемов, улучшения качества и повышения оперативности получения космической информации МЧС России активно развивает межведомственное сотрудничество в этой области. Так, в октябре 2015 г. запущен в работу совместный центр приема космической информации на базе Главного управления  МЧС России в Мурманске. Аналогичные центры планируется развернуть в городах Дудинка и Анадырь, создание которых позволит контролировать Арктическую территорию Российской Федерации.

Для реализации возрастающей потребности МЧС России планируется:

создать комплексную многофункциональную систему космического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и внедрить его в систему сети наблюдения и лабораторного контроля для прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

оснастить ЦУКСы территориальных органов МЧС России аппаратно-программными средствами приема (получения) и обработки данных дистанционного зондирования Земли из космоса для включения в Единую территориально-распределенную информационную сеть.

провести поисковые исследования и разработать системный проект по созданию и развитию космического сегмента единой системы предупреждения и парирования астероидно-кометной опасности.

Слайд № 14

Особенно остро востребована система космического мониторинга в период весеннего половодья, летне-осенних паводков и пожароопасный период. С его помощью осуществляется оперативный контроль более 3 тысяч паводкоопасных участков на территории России. 

Опыт крупномасштабных наводнений прошлых лет показал, что одним из основных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями, является контроль состояния гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных.

Организован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности бесхозяйных ГТС и сокращение их количества. В результате проделанной работы в 2015 году уменьшили число  бесхозяйных ГТС на 981 сооружение (21,9%). Планируем продолжить работу по данному направлению.

Ежегодно проводятся превентивные и профилактические мероприятия, направленные на снижение риска негативного воздействия паводковых вод на населенные пункты и объекты экономики. В субъектах Российской Федерации создан весь необходимый резерв материальных и финансовых ресурсов для обеспечения этих мероприятий.

Прошлый год вскрыл ряд проблем в организации предупреждения и тушения лесных пожаров, а также ликвидации их последствий. Несмотря на предпринимаемые меры, природные пожары в Сибирском федеральном округе и ряде других регионов привели к потере жилья и объектов социальной инфраструктуры. К сожалению, не удалось избежать и гибели людей.

Причинами этому послужили не только сложные погодные условия, но и ряд нерешенных проблем в области защиты от природных пожаров.

Обращаю внимание на положительный опыт применения нового комплексного подхода к профилактике, а там где было необходимо к тушению природных пожаров на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с привлечением сил всех территориальных подсистем субъектов Российской Федерации.

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации МЧС России продолжает проводить системную работу для устранения выявленных недостатков и направленную на соблюдение норм законодательства в области лесных отношений и выполнения профилактических мероприятий.

Благодаря комплексному подходу к существующим рискам выстроена эффективная система «непрерывности технологического цикла прогнозирования», при которой каждый последующий вид прогноза уточняет предыдущий. Это позволит снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизировать материальный и финансовый ущерб от катастроф.

Слайд № 15

В последние годы МЧС России проведена значительная работа в области совершенствования государственных надзоров, повышения их роли в современных условиях, ориентированных, прежде всего, на профилактическую работу. При планировании государственного надзора используется система оценки рисков потенциальной опасности видов экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами.

В этой связи, внедрен и используется риск-ориентированный подход при осуществлении соответствующих мероприятий по надзору. Создана модель риск-ориентированного метода проведения проверок, исходя из класса потенциальной опасности объектов и видов экономической деятельности для населения и территорий.

Таким образом, мероприятия по контролю в текущем году в основном коснутся только учреждений социальной сферы, образования, здравоохранения, а также критически важных объектов для национальной безопасности страны. Примерами успешного внедрения риск-ориентированного подхода в пилотных зонах реализации новой модели контрольно-надзорной деятельности являются Республика Татарстан, Краснодарский край, где уже сегодня налицо высокие результаты повышения качества контрольных мероприятий и сокращения проверок.

Планируем продолжать мероприятия по сохранению устойчивого безопасного функционирования критически важных объектов и потенциально опасных объектов, проработать и нормативно закрепить требования, предъявляемые к таким объектам.

Организована работа по проведению профилактических осмотров объектов защиты по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения административных процедур принудительного характера. Главным результатом таких мероприятий будет являться работа по устранению нарушений в ходе осмотра. Важно, что в этом случае инспектор будет выступать как консультант и помощник.

Для субъектов малого бизнеса введены «надзорные каникулы» - запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства на три текущих года.

Также МЧС России внедряет новые подходы институтов негосударственного контроля, таких как добровольное декларирование пожарного риска, независимая оценка риска и другие.

Внедрение новой системы государственных надзоров МЧС России позволяет снижать нагрузку на представителей малого и среднего бизнеса, региональные и муниципальные органы власти. При этом  внимание акцентируется на объектах с массовым пребыванием людей, а также представляющих наибольшую опасность для граждан.

МЧС России продолжит внедрение новых подходов по профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров,  а также активно развивать и внедрять в практику систему прогнозирования опасностей и угроз.

Слайд № 16

В-четвертых, сформирована и функционирует система антикризисного управления.

Большую роль в защите населения и территории играет созданная вертикаль системы антикризисного управления, стержнем которой является Национальный центр управления в кризисных ситуациях. На федеральном уровне он осуществляет общую координацию центров управления в кризисных ситуациях и Единых дежурно-диспетчерских служб на территориях.

НЦУКС внедряет современные технологии управления, формирует базы данных, программы.

В январе этого года индийская делегация во главе с премьер-министром Нарендрой Моди посетила НЦУКС. Сотрудничество МЧС России и МВД Индии развивается по ряду направлений. Подготовлен ряд документов, совместных планов, которые планируется обсудить и утвердить в первом полугодии 2016 года.

Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России обладают мощными ресурсами прогнозирования. Функционируют секторы космического мониторинга, моделирования и поддержки принятия решения, обеспечивается координация всех органов управления и сил РСЧС. Организовано взаимодействие и информационный обмен между федеральными структурами,  органами власти регионов и местного самоуправления.

МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации непрерывно совершенствует свою деятельность по развитию и оптимизации систем управления, сил и средств, предназначенных для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Созданы мощные современные ЦУКСы в Московской и Мурманской областях, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках, Татарстане и Ингушетии.

Повышается значимость деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям регионов. Это мощные управленческие структуры, обеспечивающие регулирование, взаимодействие  и обеспечение  энергичной работы при катаклизмах. В городе Санкт-Петербурге, Алтайском крае и в других субъектах их лично возглавляют высшие руководители региона.

Следующим шагом в этой работе мы видим консолидацию финансового, материально-технического и кадрового потенциалов, которая обеспечит дальнейшее развитие взаимодействия между МЧС России и регионами страны в новых экономических условиях.

Немаловажным аспектом является укрепление взаимодействия в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций трансграничного характера, и в этом направлении проводится большая системная работа.

В перспективе будем активно модернизировать НЦУКС и задействовать его возможности для обеспечения решений социальных, экономических и других проблем в регионах страны. Внедрять новые информационные и телекоммуникационные продукты, отечественные технологии в сферу управления. Это придаст мощный импульс в реализации современных идей и подходов МЧС России.

Слайд № 17

В-пятых, совершенствование международной кооперации системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

       Прошлые годы были также отмечены переходом на новый уровень международного сотрудничества по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В 2015 году МЧС России возглавило межведомственную делегацию от российской стороны в третьей Всемирной конференции ООН (г. Сендай, Япония). Результатом совместной работы послужило принятие Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий.

Для дальнейшей реализации основных направлений принятой программы в октябре 2015 года в Москве проведен Международный конгресс управления рисками катастроф и стихийных бедствий.

Выработанные в ходе его работы приоритетные направления задают вектор нашего развития. Это позволит России подтвердить свой статус государства-лидера в области уменьшения опасности бедствий и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на современные экономические условия и сложную геополитической обстановке Россия сохраняет тренд в гуманитарном чрезвычайном реагировании и продолжает последовательно продвигать инициативу по развитию сетей антикризисного управления. Они будут служить основой для создания международного механизма преодоления чрезвычайных ситуаций и оказания помощи людям в районах бедствий.

Планируем и в дальнейшем  продвигать интересы России и внедрять современные подходы в сфере международного сотрудничества. По-прежнему основополагающим принципом остается – МЧС России приходит на помощь пострадавшим в любой точке земного шара.

Слайд № 18

В-шестых, развитие пожарно-спасательных гарнизонов, деятельность которых впервые регламентирована федеральным законодательством.

МЧС России ведет непрерывную работу по совершенствованию и развитию всех видов пожарно-спасательных подразделений. В этом году будут переоснащаться и создаваться новые подразделения на Дальнем Востоке, в Сибири, в Заполярье, в Калининграде, на вооружении которых стоят высокотехнологичные средства спасения, современное оборудование и экипировка.

Хочу отметить, что 2016 год в системе МЧС России и в целом в РСЧС объявлен Годом пожарной охраны, совместно с регионами  спланированы новые масштабные шаги по развитию пожарной охраны.

В целях развития сил противопожарной службы и реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации необходимо:

Создать специализированные пожарно-спасательные части, способные выполнять задачи по тушению крупных пожаров и проведению различного вида аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации.

Завершить работу по развитию группировки сил и средств МЧС России на территории Крымского полуострова.

Прикрыть особо важные для национальной безопасности страны объекты экономики, в том числе, объекты атомной энергетики, оборонно-промышленного комплекса, ракетно-космической отрасли. 

Сформировать аэромобильную группировку для реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в том числе с использованием авиационных технологий.

Укрепить реагирующие подразделения МЧС России, осуществляющие тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Обеспечить деятельность центров беспилотной авиации и оснастить их современными  беспилотными летательными аппаратами.

Развить подразделения федеральной противопожарной службы  для прикрытия объектов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, кубка конфедерации FIFA 2017 года, а также XXIX (29) Всемирной зимней универсиады 2019 года.

Кроме этого, до конца года будет создан Корпус сил добровольной пожарной охраны. Каждый населенный пункт, независимо от его величины, количества жителей, удаленности от районного центра будет прикрыт подразделением пожарной охраны.

Приглашаем членов Совета Федерации подключится к этой важной работе – защите малонаселенных сельских поселений от бедствий и огня.

Следует отметить, что комплексный системный подход по развитию всех видов пожарной охраны позволит повысить эффективность системы реагирования на чрезвычайные ситуации, пожары и другие бедствия. Благодаря чему будет гарантировано обеспечена помощь и поддержка каждому человеку, оказавшемуся в беде или в трудной жизненной ситуации.

Слайд № 19

В-седьмых, развитие системы  гражданской обороны и защиты населения.

В связи с появлением новых видов угроз и опасностей сформирована современная система гражданской обороны, продолжается работа по развитию её сил и средств, в том числе нештатных и специальных формирований, привлекаемых для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.  

Внедряется комплексная защита населения, направленная на реализацию принципа «защита обеспечена дома», которая предусматривает всестороннее обеспечение безопасности людей в местах проживания и на работе.

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24 июля 2015 г. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, организована переработка планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации с учетом современных требований.

Меры по совершенствованию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны рассмотрены и одобрены на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22 сентября 2015 года.

Подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке проект основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года, в котором определены основные направления развития с учетом нового облика гражданской обороны.

В соответствие с современными вызовами  приведены подходы к предоставлению населению средств коллективной и индивидуальной защиты, сокращены в разы требования к объемам ресурсов гражданской обороны, накапливаемых в запасах, а также эвакуации населения.

Это позволяет регионам экономить сотни миллиардов рублей  ежегодно и внедрять новый формат гражданской обороны.

Продолжается работа по нормативному техническому регулированию в области гражданской обороны и защиты населения. В ближайшее время будет выпущен Технический регламент Евразийского экономического союза по безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны. Его принятие защитит отечественного производителя.

Все это должно привести к сокращению расходов бюджетов всех уровней, повышению эффективности выполнения мероприятий по гражданской обороне, и в целом, укрепит оборонный потенциал страны и социальную защищенность населения.

Слайд № 20

В-восьмых, совершенствование системы подготовки населения.

От уровня подготовки и культуры безопасности жизнедеятельности граждан напрямую зависит обеспечение защиты населения и территории страны.

В последние годы сформирована Единая система подготовки и обучения населения. В нее входят ВУЗы МЧС России, учебные центры федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методические центры по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, курсы гражданской обороны муниципальных образований, учебно-консультационные пункты и  иные образовательные организации.

В 2015 году подготовку прошли более 256 тыс. руководителей всех уровней, около 67 млн. работников организаций и неработающего населения, свыше 9 млн. учащихся.

Совершенствуются существующие и внедряются новые эффективные, формы, методы и технологии подготовки населения с учетом новых видов угроз, в том числе с использованием IT-технологий.

Особое внимание уделяется обучению подрастающего поколения основам безопасности жизнедеятельности. На различных уровнях проведено более 24,7 тысяч тематических мероприятий, соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник». В них приняли  участие более 2,7 млн. обучающихся. Всероссийские соревнования «Школа безопасности» уже не первый раз проводились на территории Липецкой области. Победителями в 2015 году в двух возрастных группах стали команды г. Москвы. Команды Республик Марий Эл и Мордовии, Вологодской области, Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа – «Югра» неоднократно выступали на международных соревнованиях юных спасателей и пожарных, занимая призовые места.

МЧС России активно участвует в подготовке и проведении ряда молодежных образовательных форумах: «Таврида» в Республике Крым, «Территория смыслов» на Клязьме, «Селигер» в Тверской области.

Еще раз обращу внимание, что подготовка подрастающего поколения – это инвестиция в безопасность нашей России. Необходимо оказывать всестороннюю практическую помощь в их становлении и формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

Уважаемые коллеги!

В 2015 году мы активизировали наши внутренние резервы и обеспечили рост развития МЧС России и РСЧС. Создали хороший задел на 2016 год и перспективу, доказав свою эффективность, значимость, открытость и близость к людям. РСЧС сегодня - это высокотехнологичная современная служба страны. Она является главной резервной системой на случай крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров, бедствий и катастроф. Ее силы своевременно оказывают квалифицированную помощь и поддержку каждому, кто оказался в беде, и создают условия для стабильного социально-экономического развития страны и её регионов.

МЧС России во взаимодействии с территориальными подсистемами, субъектами Российской Федерации и дальше продолжит активную работу по развитию и совершенствованию РСЧС, улучшению реагирования и созданию системы безопасности жизнедеятельности населения, повышению защищенности граждан нашей страны.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)