Доклад директора департамента гражданской защиты Приморского края «Совершенствование системы управления и организация взаимодействия органов управления Приморской территориальной подсистемы РСЧС»

ДОКЛАД

директора департамента гражданской защиты Приморского края

«Совершенствование системы управления и организация взаимодействия органов управления Приморской территориальной подсистемы РСЧС»

Основными рисками, влияющими на нарушение нормализации жизнедеятельности населения, на территории Приморского края являются цикличные чрезвычайные ситуации природного характера, вызванные, как правило, прохождением комплекса неблагоприятных метеорологических явлений.

Так, в августе 2017 года южные районы края в очередной раз были подвержены прохождению мощного дождевого паводка, сформировавшегося в результате активной циклонической деятельности. В ночь на 7 августа на юго-западной территории Приморского края прошли сильные и очень сильные дожди с количеством осадков от 50 до 250 мм за 12 часов и менее.

Всего в результате прохождения паводка в 7 муниципальных образованиях края было подтоплено 35 населенных пунктов, где произошло подтопление более 2500 жилых частных и многоквартирных домов с населением более 16000 человек, 17 социально-значимых объектов, повреждено 45 участков автомобильных дорог, нарушено транспортное сообщение с 11 населенными пунктами.

Благодаря системному подходу, а также совместной и слаженной работе на всех уровнях функционирования РСЧС удалось своевременно реагировать на складывающую оперативную обстановку и устранить в кратчайшие сроки последствия паводка.

Анализ реагирования на сложившуюся ситуацию показал, что от эффективной организации управления силами и взаимодействия между органами управления Приморской территориальной подсистемы РСЧС напрямую зависит успех проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. С учетом цикличности возникновения на территории Приморского края чрезвычайных ситуаций, руководством края и Главного управления МЧС России по Приморскому краю принимаются дополнительные меры по совершенствованию системы управления и организации взаимодействия органов управления Приморской территориальной подсистемы РСЧС.

Большое внимание уделяется повышению эффективности системы управления и организации взаимодействия повседневных органов управления на всех уровнях функционирования краевой подсистемы РСЧС. В условиях существующих рисков мы делаем акцент именно на развитии ЕДДС, как органа управления, который в любое время суток организует предупредительную работу, предотвратит беду, а если ЧС уже случилась - то реагирование соответствующих служб для спасения наших граждан. В 2017 году реализован ряд управленческих решений, направленных на приведение ЕДДС в соответствие требованиям руководящих документов. На указанные цели в прошедшем году было реализовано более 20 млн. рублей, на текущий год мы спланировали уже более 36 млн. рублей.

Также приоритетом нашей работы является повышение профессионального уровня персонала ЕДДС. Решением КЧС и ОПБ края, в дополнение к имеющейся нормативно-правовой базе, приняты к использованию в работу методические рекомендации по приёму на работу и допуску к оперативному дежурству оперативных дежурных ЕДДС. Не маловажным фактором в совершенствовании деятельности ЕДДС является повышение статуса персонала ЕДДС и уровня привлекательности этой профессии. Так, в прошедшем году, выполнен комплекс мероприятий по приведению заработной платы персонала ЕДДС до уровня средней по муниципальному образованию. В текущем году данную работу мы уже спланировали и реализуем.

Также, в 2017 году принята в опытную эксплуатацию Система-112 Приморского края. Для обеспечения ЕДДС дополнительными каналами связи и создания автоматизированных рабочих мест диспетчеров 112 в прошедшем году выделено и освоено 64 млн. рублей, на 2018 год предусмотрено выделение

54 млн. рублей.

Кроме того, в целях совершенствования территориальной подсистемы РСЧС проводится работа по формированию необходимых условий для эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления в области безопасности жизнедеятельности, в том числе организована и проведена работа по развитию иных форм местного самоуправления на уровне сельских поселений.

Одним из важнейших направлений создания комплексной системы безопасности населения является создание и развитие института старост населённых пунктов, задачи которых – это профилактическая работа с жителями, оперативное доведение информации до органов повседневного управления, а значит, своевременное принятие мер предупредительного характера и быстрое реагирование на оперативные события.

Как вы знаете, Президентом Российской Федерации одобрена идея по возрождению института старост, в результате им даны поручения от 7 сентября 2017 года номер 1773 об определении статуса и обеспечении гарантий деятельности старост сельских населенных пунктов, и уже разработан соответствующий проект изменений в 131-й федеральный закон.

В целях реализации вышеуказанного поручения, на территории края утверждено и реализуется Положение о сельских старостах. Во всех муниципалитетах на должности назначено 349 старост населенных пунктов, в чьи обязанности входит организация взаимодействия с органами управления Приморской территориальной подсистемы РСЧС.

В числе полномочий и обязанностей старосты определено оказание помощи администрации сельских поселений в осуществлении таких мероприятий, как предупреждение граждан и информирование органов местного самоуправления, экстренных оперативных служб об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, проведение профилактической работы среди населения.

Нами для всех старост населенных пунктов края  разработаны и вручены памятки, алгоритмы по действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также в повседневной деятельности, с указанием телефонов экстренных оперативных служб и организаций.

Своими активными действиями староста первым заявляет об имеющейся проблеме и обращает на неё должное внимание, получает через ЕДДС необходимую поддержку от местной власти, оперативных служб, добивается решения проблемы, тем самым предупредив развитие возможной чрезвычайной ситуации.

Ярким примером эффективной работы старост Приморского края является обмен оперативной информацией о подтоплении населенных пунктов при прохождении тайфуна «Нору», что позволило организовать своевременную помощь попавшим в беду гражданам, а также спланировать и провести доставку необходимой гуманитарной помощи - воды, продуктов питания и предметов первой необходимости. Кроме того, работа старост существенно снизила сроки и качество подаваемых пострадавшим населением документов на оказание единовременной материальной помощи.

Мы также высоко оцениваем работу старост в ходе прохождения пожароопасного периода. Так, с начала 2017 года старостами населенных пунктов края проведено информирование о требованиях пожарной безопасности в лесу более 400 тысяч человек. В целях недопущения возникновения очагов природных пожаров, старостами активно осуществляется координация деятельности патрульных, патрульно-манёвренных, манёвренных и патрульно-контрольных групп.

Необходимо отметить, что профилактическая работа по соблюдению правил пожарной безопасности не является основной задачей созданного института старост. В целях повышения уровня защищенности граждан, уровня их знаний в области ГО и ЧС, старостами населенных пунктов активно осуществляется обучение правилам поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, решаются вопросы комплексной защиты населенных пунктов, принимаются решения на проведение необходимых профилактических мероприятий в период действия тех или иных рисков. Так, с начала года, старостами населённые пунктов проведено более 600 советов общественности сел, в рамках которых решались вышеуказанные задачи.

Особое внимание старостами уделяется вопросам снижения социальной напряженности и поддержания нормального морально-психологического климата на территории поселений, осуществляется поддержка маломобильных групп населения и многодетных семей, проводится разъяснительная и профилактическая работа с неблагополучными и социально неадаптированными группами граждан.

Организовано ежедневное взаимодействие старост в телефонном режиме с ЕДДС муниципальных образований по уточнению оперативной обстановки на территориях. В случае невозможности связи с ЕДДС, старосты взаимодействуют напрямую с оперативной дежурной сменой ЦУКС Главного управления по Приморскому краю.

С учетом изменений в законодательство Российской Федерации, в 2018 году планируется работа по усилению роли старост в обеспечении комплексной безопасности населенных пунктов, повышению их качества работы и взаимодействия с ЕДДС городского округа и ЦУКС Главного управления.

Кроме того, в целях совершенствования системы управления Приморской территориальной подсистемы РСЧС, появляется необходимость выработки новых подходов к реализации Соглашения между МЧС России и Администрацией Приморского края о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах, реорганизации и переподчинении ряда учреждений и организаций Приморского края, что в настоящее время успешно реализуется.

Одной из проблем совершенствования системы управления и организации взаимодействия органов управления РСЧС Приморского края всех уровней является необходимость создания нового подхода к организации обучения должностных лиц. В настоящее время мы выработали комплексный подход к решению указанной проблемы, на территории края с текущего года внедряется дистанционное обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности населения с применением современных технологий.

Реализация данного вида обучения возможна в результате создания сайтов электронного дистанционного обучения в учебно-методических центрах ГОЧС, курсов гражданской обороны на базе имеющегося серверного оборудования или с использованием услуг интернет-порталов.

Внедрение приоритетного направления не требует значительных материальных затрат, так как в настоящее время существует множество готовых как платных, так и бесплатных, свободно распространяемых решений по созданию сайтов дистанционного обучения.

В целях совершенствования юридических аспектов реализации на территории Приморского края вопросов по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, на всех уровнях организована работа по внесению изменений в нормативные правовые акты с учетом положений Основ государственной политики РФ на период до 2030 года и федерального законодательства. Это позволит устранить существующие правовые пробелы, а также улучшить правовое регулирование краевой подсистемы РСЧС и обеспечения безопасности населения.


Благодарю за внимание!

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)