Итоги реализации целевых программ по преодолению последствий радиационных аварий

Катастрофа на Чернобыльской АЭС привела как к облучению населения пострадавших территорий, так и граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварий, стала причиной серьезных долговременных радиоэкологических, медицинских, демографических и социально-психологических последствий, оказала негативное воздействие на ход социально-экономического развития территорий.

В целях обеспечения социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию, был принят Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», зафиксировавший обязательства Российской Федерации в отношении пострадавших граждан.

«Чернобыльским» законом гарантируются возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Важнейшим инструментом реализации государственной политики Российской Федерации по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, стали федеральные целевые программы.

За период с 1992 по 2015 год Правительством Российской Федерации были приняты и реализованы федеральные (государственные) целевые программы по преодолению последствий чернобыльской аварии, программы по защите детского населения, программы по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Действие программ охватывало до 19 субъектов Российской Федерации, где проживало свыше 3 млн. человек, подвергшихся воздействию неблагоприятных факторов вследствие радиационных аварий.

Основными направлениями программных мероприятий являлись:

строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры;

повышение качества и доступности специализированной медицинской помощи, оказываемой пострадавшим гражданам и гражданам, находящимся в группах риска;

информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию;

повышение уровня готовности сил и средств МЧС России к действиям по минимизации последствий радиационных аварий.

В результате выполнения с 1992 по 2015 гг. программных мероприятий по преодолению последствий радиационных аварий:

введено в эксплуатацию около 1,8 млн. кв. метров жилого фонда, что позволило обеспечить жильем более 70 тыс. человек;

обеспечено объектами газо- и теплоснабжения до 1 млн. человек, водоснабжения и водоотведения — свыше 700 тыс. человек;

введено в действие поликлиник — на 1,7 тыс. посещений в смену;

построено детских дошкольных учреждений на более чем 4,5 тыс. мест и общеобразовательных учреждений на 5, 8 тыс. мест;

проведена диспансеризация более 3 млн. граждан, подвергшихся радиационному воздействию, из них 63% граждан получило стационарную специализированную медицинскую помощь;

оснащены медицинским оборудованием, в том числе, высокотехнологичным, для оказания медицинской помощи гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, медицинские учреждения Минздрава России, ФМБА России, а также ВЦЭРМ МЧС России.

Мероприятия по реабилитации территорий позволили возвратить в хозяйственный оборот 30% земель сельскохозяйственного назначения и 14% земель лесного фонда, радиоактивно загрязненных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В рамках реализации ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» с целью повышения уровня безопасности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, за счет принятия и проведения своевременных и научно-обоснованных превентивных защитных мер проведена работа по созданию и внедрению автоматизированной системы мониторинга за состоянием защиты населения на наиболее пострадавших в результате радиационных аварий и испытаний ядерного оружия территориях Тульской, Брянской, Орловской, Калужской, Челябинской, Свердловской, Курганской областей и Алтайского края (КСМ-ЗН).

В 2015 году завершены работы по созданию быстроразвертываемого модуля контроля радиационной обстановки, интегрированного в состав КСМ-ЗН и предназначенного для организации сбора информации о радиационной обстановке непосредственно в месте возникновения чрезвычайной ситуации радиационного характера, включая лесные пожары в зонах радиоактивного загрязнения.

Проведено оснащение аварийно-спасательных подразделений необходимыми техническими средствами и спасательной техникой:

  • инженерный аварийно-спасательный многофункциональ-ный комплекс ведения специализированных работ (ИАСК РЗ);
  • специальный мобильный комплекс для проведения аварийно-спасательных работ, локализации и тушения пожаров на радиоактивно загрязнённых территориях и жизнеобеспечения личного состава пожарно-спасательных подразделений (СМК-РЗ);
  • программно-аналитический модуль оценки и мониторинга эффективности внедрения и апробации функционирования механизмов защиты населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях Российской Федерации;
  • автомобиль радиационной разведки, оснащенный современными средствами радиационного контроля (МК-РХР с БР АСКРХО).

Проводимый с 1992 года комплекс программных мероприятий обеспечил качественное улучшение радиоэкологической и социально-экономической ситуации в более чем 3,5 тыс. населенных пунктов Российской Федерации с населением более 1 млн. человек, что позволило вывести эти территории из зон радиоактивного загрязнения.

В целях сохранения памяти о подвиге «ликвидаторов», самоотверженными действиями предотвратившими еще более катастрофические последствия аварии на Чернобыльской АЭС, и патриотического воспитания молодежи на их примере ежегодно организовывалось проведение международных героико-патриотических фестивалей детского творчества «Звезда Чернобыля».

Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, будет продолжена. Основными направлениями этой работы определены:

  1. Исполнение социальных обязательств Российской Федерации в отношении пострадавших граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы с целью повышения эффективности предоставляемых гражданам мер социальной поддержки;
  3. Продолжение мероприятий по реабилитации пострадавших территорий и населения, в том числе, программными методами;
  4. Укрепление международного сотрудничества в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы;
  5. Обеспечение реализации приоритетов Сендайской рамочной программы действий по созданию и поддержанию в постоянной готовности на всех уровнях государственного и муниципального управления России эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе радиационного характера.